Апелляционный суд Шымкента отклонил жалобу активиста Кулбаева, оставив избранную в отношении него меру пресечения без изменений.
Ергали Кулбаеву вменяют «хулиганство» и «нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват» в время январских беспорядков.
Сообщается, что 21 января суд оставил без удовлетворения жалобу 36-летнего активиста на постановление об избрании меры пресечения. Заседание проходило без участия СМИ.
Адвокат Кулбаева Бакытжан Сатыбалдиев говорит, что апелляционная инстанция посчитала законным решение от 11 января о помещении активиста под стражу на два месяца.
“Я заходил в тюрьму к Ергали Кулбаеву после его ареста, разговаривал с ним. Самочувствие хорошее. Он не признает обвинение. Сказал, что ходил на площадь, чтобы высказать свое мнение, призывал собравшихся там не поддаваться на провокации. Из-за того, что он выступил против погромов, неизвестные избили его на площади”, — говорит защитник.
21 декабря около двух десятков активистов собрались перед зданием суда в Шымкенте, требуя освобождения Кулбаева. Они призвали президента страны Касым-Жомарта Токаева прекратить безосновательные преследования людей, участвовавших в мирных митингах.
Ергали Кулбаев — участник многих протестных акций в Шымкенте. Он неоднократно привлекался к административной ответственности по обвинениям в участии в «нарушении порядка проведения мирных собраний», его подвергали аресту на 15 суток.
Кроме Кулбаева в Шымкенте под стражу на два месяца отправлены еще девять активистов. Они проходят подозреваемыми по делу по статье 269 уголовного кодекса («Нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват»). Их поместили в учреждение ИЧ-167/11 в шымкентском микрорайоне Сауле.
После январских событий в Шымкенте под административный арест был отправлен 271 человек, в отношении 77 расследуются уголовные дела, 75 из них находятся под стражей.
Январские события начались в Казахстане с протестов на западе страны, поводом для которых послужило резкое повышение цен на газ. Митинги охватили большинство регионов, к экономическим требованиям добавились требования о реформах в жестко контролируемой стране. Люди требовали ухода из политики бывшего президента Нурсултана Назарбаева, отставки его ставленника Касым-Жомарта Токаева и назначения новых демократических выборов. В нескольких городах протесты обернулись беспорядками и погромами, власти использовали для подавления летальное оружие. По официальным данным, погибли не менее 225 человек, в том числе 19 силовиков. Часть жертв власти идентифицировали как «вооруженных бандитов» и «террористов», на которых возложили ответственность за беспорядки. Точное число жертв среди мирного населения не названо.
Международные правозащитные организации высказывают обеспокоенность отсутствием прозрачности в предоставлении информации о событиях, имевших место в стране в первую неделю января, и о судьбе задержанных. Они призывают власти Казахстана раскрыть все имеющиеся данные, отпустить незаконно удерживаемых людей и уважать права задержанных.