Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик оценила риски для Казахстана из-за задержания Алексея Навального. По ее словам, возвращение в Россию одного из главных оппонентов действующей власти неминуемо запустило череду событий, которые будут иметь как внутриполитические, так и внешнеполитические последствия.
«Тот факт, что Алексей Навальный будет задержан сразу по прилете в Москву, был известен заранее. Еще в декабре 2020 года Федеральная служба исполнения наказаний объявила оппозиционера в федеральный розыск.
Речь идет о деле «Ив Роше», в рамках которого Алексей Навальный в 2014 году получил условный срок. После его завершения в 2018 году оппозиционер должен был дважды в месяц являться на регистрацию в органы ФСИН вплоть до конца 2020 года», — отмечает эксперт.
В результате после проведенного ареста в аэропорту Шереметьево оппозиционный политик был доставлен в управление МВД РФ по городу Химки, где состоялось выездное заседание суда. В настоящее время известно, что мерой пресечения был назначен арест на 30 суток. При этом дальнейшее рассмотрение дела Алексея Навального о нарушении режима испытательного срока назначено на конец января 2021 года.
По словам Пархомчик, ожидаемо происходящие события вокруг ареста и выездного заседания суда вызвали информационный шторм, в рамках которого конструируются различные сценарии развития событий в отношении дела Навального. Вполне вероятно, что правоохранительные органы РФ не ограничатся текущими обвинениями и расширят их список, что неминуемо повлечет увеличение срока нахождения под стражей для Навального.
Эксперт отметила, что еще летом 2020 года инцидент с отравлением российского оппозиционера стал поводом для очередного раунда геополитического противостояния между Россией и странами Запада. ЕС и Великобритания проявили солидарность и выступили с инициативой введения санкционных ограничений. В итоге осенью 2020 года стороны обменялись взаимными санкциями. Так, санкции ЕС были направлены против ряда российских должностных лиц, а российские контрсанкции — против ведущих сотрудников аппаратов руководителей ФРГ и Франции.
«Однако нужно отметить, что характер примененных ЕС санкций в отношении России по делу Навального говорит о нежелании бесповоротно рассориться со своим ведущим энергетическим партнером. Очевидно, что страны Евросоюза проявили обеспокоенность в отношении возможного применения на своей территории химического оружия. Тем не менее идти на беспрецедентное обострение отношений с Москвой не входило в планы Брюсселя», — говорит Пархомчик.
Тот факт, что дело Навального получило дальнейшее развитие, незамедлительно вызвал реакцию со стороны стран Запада, говорит эксперт. В настоящее время с призывом освободить политического деятеля выступили официальные лица США, Канады, Австрии, Франции, Германии и ряда других государств.
Можно ожидать, что западное сообщество сфокусирует свои усилия на том, чтобы побудить Россию запустить процесс расследования по делу Навального. Ранее более 50 стран — участниц Организации по запрещению химического оружия призвали Москву расследовать отравление политика.
По заявлению властей ФРГ Федеральное ведомство по делам юстиции передало ряд документов в ответ на правовые запросы России по делу об отравлении Алексея Навального. В Берлине рассчитывают, что полученной информации будет достаточно для того, чтобы начать уголовное производство.
Однако российские власти придерживаются иной точки зрения и заявляют о недостаточной содержательности переданных документов. Тем более что данные по состоянию здоровья оппозиционного политика по правовым соображениям переданы не были.
В подобных обстоятельствах эксперт предполагает, что страны ЕС вновь поднимут вопрос о введении персональных санкций в отношении российских должностных лиц.
«Растущая конфронтационная риторика, безусловно, затрудняет развитие политической и экономической кооперации России с Европой. Для близких партнеров России, к числу которых относится и Казахстан, углубление противоречий по линии РФ-ЕС является нежелательным. Однако Нур-Султан выстроил доверительные отношения сотрудничества с обеими сторонами конфликта, что позволяет избежать неблагоприятных последствий для развития диалога», — заключила Пархомчик.