Бюджет выделенных средств составил 610,2 млн тенге. Свои 7 млн на ремонт и восстановление дома получил житель Колесных рядов Азамат Тлеумурзин. Мужчина бывший военнослужащий, буквально недавно вышел на заслуженный отдых. Дом приобрели вместе с семьей в 2022 году, сделали ремонт. Не успев пожить в условиях свежего ремонта, стали жертвами стихийного бедствия.
— 6 апреля пришли спецслужбы, сказали чтобы мы срочно эвакуировались. Быстро собрали документы, ценные вещи, уехали вместе с детьми. Но, потом я вернулся, переночевал, все-таки, дома, чтобы следить за своим имуществом. 7 апреля вода уже начала подходить, но наплыва не было. Мы днем еще приехали, забрали кошку. Ночью, хлынул основной поток и 8 апреля, утром, когда мы хотели проехать к дому, уже сделать это было невозможно — вода стояла примерно на 1,5 метра, — рассказывает Азамат.
Такого подтопления семья не ожидала. Смонтированные конструкции, на которые была поднята бытовая техника, мебель, к сожалению, была затоплена. Имущество пострадало в значительной степени, ничего не удалось спасти. Ущерб, согласно оценке, составил более 2 млн тенге. Как и большинство, за причинение вреда семья получила 150 МРП.
— Холодильник я, буквально, цеплял веревками из воды, он был на плаву. Отремонтировал, пока работает, но мастера сказали ненадолго. Один телевизор удалось спасти, другой, к сожалению, уже не подлежит ремонту. Пострадали стиральная машина, газовая плита, морозильная камера, вся мебель. Удалось только диван сдать на реставрацию, остальное все пришло в негодность. Что касается оценки ущерба, то мы предоставляли все чеки, где это было возможно. Всего к нам приходили четыре комиссии: категорию аварийности дома определяли, потом была группа из акимата, третья комиссия, как раз, занималась оценкой имущества и четвертая группа курировала вопросы по оценке ремонта дома, — отмечает спикер.
Что касается самого дома, по его словам, то в значительной степени пострадал фундамент — он дал трещину. Весь свежий ремонт пришел в негодность. Категорию жилью установили как «подлежит восстановлению», оценив и выплатив на ремонтные работы более 7 млн тенге. Азамат Тлеумурзин планирует все сделать своими руками.
— Ремонт оценили в 7 млн. Буду делать все своими силами. Мы подписали соглашение со сметой и договор, что ремонт будет выполняться самостоятельно. Акимат предложил нанять фирму, которая будет выполнять работы, но мы отказались. Конечно, если бы предложили равнозначное решение, никто не отказался бы. Допустим те дома, которые в мкр «Кунай» построили для жильцов — нашей семье этот вариант не подходит, ни по квадратуре, ни по местоположению. Достойная альтернатива нужна. Если мой дом начинается по цене от 30 млн, почему я должен соглашаться на 22 млн. Поэтому пока мы будем жить здесь, — говорит костанаец.
Завершению ремонта сильно препятствует сырость — очень долго сохнут стены. Но Азамат Тлеумурзин уверен, что успеет вернуться к осени в обновленный дом. Мужчина собственноручно клеит обои, укладывает линолеум. Вплотную занят ремонтом фасада и установкой окон, которые были выдавлены водой из рам.
— Надеюсь ситуацию с этим стихийным бедствием учтут. На ошибках учатся, в конце концов. Потопа в следующем году не боюсь, так как думаю, что должны принять меры заблаговременно, — подытожил Азамат.
Еще одной историей поделилась жительница Колесных рядов Валентина Грубенко. С женщиной корреспондент побеседовала на рабочем месте — она трудится продавцом в местном магазине. В Колесных рядах она прожила всю свою жизнь и такой масштабный потоп на ее памяти впервые.
— К сожалению, нас не предупредили что будет топить. До этого взрывали лед, и, видать, когда поняли, что вода может хлынуть к домам, начали срочно эвакуировать. Я схватила документы и пошла к близким (они живут выше зоны подтопления — прим. автора). Вода до тех домов не дошла, но к своему жилью мы уже попасть не смогли, — вспоминает Валентина Грубенко.
Что касается ущерба, то, как и большинство, женщина понесла значительные убытки. Холодильник из-за потопа рухнул на газовый котел, были размыты все септики и пострадала инженерная коммуникация. Разбухла мебель.
— Воды внутри было на 1,5 метра. У нас дом состоит из шлакоблоков, которые напитались водой и сейчас они просто расходятся по швам, но категорию дома поставили как третью, то есть, подлежит ремонту. В акимате заявили, чтобы мы ремонтировали дом, на следующий год будут выкупать мол для строительства. Просто не понимаю, зачем тратить свое здоровье и время, чтобы потом остаться без жилья, — говорит жительница Колесных рядов.
Возмутило женщину проведение и оценки ущерба — по ее словам, очень много предметов обихода (компьютерный стол, микроволновая печь и другая бытовая техника) не были включены в список пострадавшего имущества.
— Деньги я получила на ремонт, сумма около 4 млн тенге. Но, в смету не включили замену полов, ремонт веранды. С последней составляющей дома у меня уже несколько лет тянутся неурядицы: два года назад я подавала документы, чтобы мне разрешили разрушить конструкцию веранды, но тогда было отказано, потому что заявили, что наше жилье подлежит последующему сносу. А теперь, мне заявили, что я должна сносить деревянное строение. Конечно, это надо будет делать, но все своими силами, потому что ни одна фирма под такую маленькую сумму не подпишется. Я не знаю когда это закончится и как мы будем жить дальше, — со слезами на глазах делится Валентина Грубенко.
Женщина признается, что были бы согласны на новое жилье. Но пришлось согласиться на предложенный вариант ремонта. Сейчас же вместе с сыном они проводят внутренние работы, своими силами уже восстановили инженерные коммуникации, канализацию. Планируют, что к концу лета смогут вернуться домой.
В более безвыходную ситуацию попал Федор Антихович. Мужчина буквально недавно переехал в новый постоенный дом, который вырос рядом с землянкой. Но по документам, денежные средства были выделены на старое жилье, которое восстанавливать в планах у мужчины не было.
— Вода стояла неделю. Конечно, пострадал новый дом и старый в достаточной мере. Всего выделили на ремонт около 8 млн тенге, и сейчас встал вопрос о восстановлении жилья. По закону, я должен потратить все средства на старый дом, но этого делать не хотелось бы, потому что жить планируем в новом доме, — говорит мужчина.
Ранее аким города Костанай Марат Жундубаев рассказал, что на ремонт домов у жильцов есть полгода. Завершены работы порядка 10-15 квартир и еще 104 жилых помещения находятся на стадии ремонта. Но каждая семья, которая собственными силами (или с помощью подрядных организаций) восстанавливает свое жилье, надеется вернуться к себе домой как можно раньше.