В марте Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это привело к тому, что власти вынуждены были вводить ограничения на работу ряда объектов, в том числе бизнеса. На пороге уже декабрь, то есть с момента объявления карантина прошло более 8 месяцев, а некоторые сферы предпринимательской деятельности так и не были возобновлены. О сегодняшней непростой ситуации и мерах, которые принимает «Атамекен» для того, чтобы отечественный бизнес мог продолжать работать даже в карантин, рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева.
– Юлия Константиновна, с начала весны предпринимателям приходится выживать в условиях карантина. Особо пострадал малый и средний бизнес. Какие решения выхода из сложившейся ситуации предложили в «Атамекене»?
– Да, действительно, весной, когда все резко остановилось и логистические цепочки порвались, все наработанные процессы пришлось перестраивать под «новую реальность». Тогда еще не было никаких требований санврачей, но была надежда, что этот новый кризис достаточно быстро закончится.
В апреле мы обратились к правительству с просьбой сформировать алгоритмы выхода из карантина по всем секторам работы бизнеса. Эта работа совместно с санврачами была проделана. Первые 40 алгоритмов дали возможность постепенно открыться большинству предпринимателей – от общепита до транспорта и ТРЦ.
– Потом началась «работа над ошибками…»
– Совершенно верно. Многие нормы изначально были трудноисполнимыми. Например, во многих алгоритмах требовалось проведение дорогостоящих ПЦР-исследований, обязательная развозка персонала, наличие тепловизоров, дезинфекционных тоннелей и так далее.
Совместно с Минздравом эти требования через постановления главного санитарного врача Казахстана удалось оптимизировать. Развозка стала добровольной. Тепловизоры заменены на бесконтактные термометры, ПЦР-тест стал необходим только по клиническим показаниям. Норма по дезинфекционным тоннелям также стала добровольной. Но мы обратились в Минздрав с просьбой еще раз это подчеркнуть в постановлении главного санврача, с учетом наступления холодов.
– Когда в «системе координат» санитарного регулирования появился InfoKazakhstan и зачем это было сделано?
– Для начала работы любого субъекта необходимо провести проверку на предмет соблюдения санитарных норм и получить акт соответствия. Учитывая одновременный выход из локдауна порядка 100 тысяч субъектов бизнеса, мониторинговые группы не успевали. Встал вопрос цифрового контроля. И тогда на базе сервиса по пропуску автомобилей на блокпостах появился InfoKazakhstan. На сегодня в нем уже зарегистрировано более 400 тысяч субъектов бизнеса.
Удобно, что платформа содержит информацию об изменениях в постановлениях санврачей, позволяет сохранять жалобы, акты проверок. Со временем, надеемся, она станет полноценной базой санитарных паспортов предприятий.
– Часть ограничений сейчас исходит от региональных санврачей, которым дали возможность самостоятельно определять судьбу объектов предпринимательства. Вносили ли вы предложения по унификации требований санврачей?
– Наше предложение об унификации требований саврачей не было поддержано. И санитарные врачи регионов имеют право выставлять более жесткие требования в дополнение к алгоритмам, утвержденным в центре.
В результате в отдельных регионах целый ряд субъектов (фитнес-клубы, санатории, лагеря, детские сады) открылись позже, чем в других регионах, и на более жестких условиях. Яркий пример – отдых на Алаколе этим летом. Со стороны Алматинской области требования по ПЦР для отдыхающих не было, а со стороны ВКО ввели. Или еще один запоминающийся кейс с летниками в Нур-Султане. Когда стало холодно и ветрено, внутри заведений гостям находиться было запрещено.
Мы включились в работу с санврачами. На площадках региональных палат проводятся регулярные встречи с бизнесом. Самые острые и абсурдные случаи, бывают даже такие, выносим на уровень республиканской межведомственной комиссии.
Продолжение статьи Вы можете прочесть здесь.