Президент не раз говорил о качестве повышения уровня образования в вузах страны и закрытии учреждений “печатающих дипломы”. Стало ли закрытие Академии транспорта одним из показательных шагов в этом направление и не связано ли решение МОН с напряженными отношениями между двумя организациями.
Как гром среди ясного неба прозвучала новость о закрытии одной из старейших академий страны, занимающейся подготовкой кадров стратегического значения. Речь идет о Казахской академии транспорта и коммуникаций. Оказалось, что в поле зрения проверяющих вуз попал год назад. Ревизоры выявили целый ряд грубых нарушений: слабые преподаватели, недостаток учебных пособий, а еще и недовольство работодателей качеством подготовки специалистов. Но с этими претензиями в КазАТК категорически не согласились и нанесли МОНу ответный удар, обвинив министерство чуть ли не в клевете. Сложившуюся ситуацию в сфере образования разъяснил президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман Алшанов.
“В стране открылось много вузов за последнее время. Им всем давали шанс, но не все смогли воспользоваться этой возможностью. У кого-то проблемы с оснащением, корпусов не хватает, общежитий, проблемы с интернет-обеспечением. Есть около десяти вузов в стране, у которых никак не решаются эти проблемы, “ — рассказывает эксперт.
Он также рассказывает о том, что коммерческий подход разрушает систему высшего образования в стране.
“К большому сожалению, учредители, пришедшие в вуз из бизнеса, всегда смотрят на университет как на источник дохода. Так не должно быть! Потому что учебное учреждение должно направлять свой доход на развитие образования. А кто-то хочет только извлечь доход и не инвестировать в образование. Ряд вузов только 20% своих доходов направляют на развитие.
Мы им сказали (руководителям вузов – прим. ред): «Если вы не можете развивать университет, то лучше перейдите в другую сферу». Образование – это ведь не продажа алкогольных напитков, это не бизнес. Если люди пришли к вам учиться, значит, они хотят, чтобы были учебные пособия, Интернет, общежитие, чтобы была полная обеспеченность. Студенты к вам пришли не для того, чтобы инвестировать в ваши доходы. Лучше тогда вернуть лицензии. Не обязательно же быть университетом, можно перейти в разряд академий, институтов, колледжей с ограниченным количеством специальностей, но зато вы сможете сосредоточить свои силы на нескольких специальностях, которые сейчас востребованы на рынках”, — говорит .Рахман Алшанов
В отношении Академии транспорта он рассказывает о том, какой шок испытал, когда узнал о закрытии вуза.
“Что касается решения МОН в отношении КазАТК, то я был очень удивлен. Для меня это был шок! В КазАТК пришла новая команда. Раньше главным акционером университета была компания «КТЖ», но она почему-то ушла из этого университета. В КазАТК многие преподаватели почему-то работают как исполняющие обязанности, это около 20% из всего преподавательского состава. Я завтра вылетаю в Нур-Султан, чтобы вникнуть в суть всех претензий в отношении КазАТК. Но надо учесть, что если вуз не готовит качественных специалистов, то зачем ему работать? Ведь железная дорога – это важнейшая стратегическая отрасль. Это наша безопасность. В случае ЧП – это же наша оборонная отрасль. Важно, чтобы и специалисты были соответствующие. МОН считает, что у них (КазАТК) нет обновленных программ, кадровая чехарда”
Эксперт считает, что с учебным заведением не все так однозначно. Возможно у ауза появились новые хозяева, которые просто хотят использовать имущественный комплекс академии.
“По сути, нужно внимательно вникнуть в этот вопрос. Ведь пришла новая команда. Какое-то предприятие выкупило этот вуз. Кто-то говорит, что цель его нового руководства заключается в закрытии вуза, так как у Академии хороший корпус, здание хорошее. Пока все это разговоры, которые тоже нуждаются в проверке. Но в Академии почему-то не попытались сразу урегулировать вопрос с МОН, они выбрали ведь другой подход. Они ведь не воспользовались возможностью, когда им было выставлено предупреждение”.
Справочно! Руководству академии давалось время для устранения недостатков.
О профессионализме преподавательского состава эксперт говорит следующее:
“Из руководства КазАТК приходили ко мне, я бы их с удовольствием взял, но у нас, к сожалению, нет транспортных специальностей. Если бы была хоть малейшая возможность, то я бы их взял, потому что я их знаю давно. От преподавателей звучали и жалобы, но мы не стали вмешиваться во внутренние дела университета. Преподаватели жаловались, что им не давали работать, не давали возможность реализовывать свой потенциал, не ценят, не слушают. Почему так случилось, я не знаю. Ведь преподаватели – это как хлеб для университета, это культовые специалисты, которых никому отдавать нельзя. А когда допускают, что теряют свои кадры, значит, что-то не то в этом царстве происходит”.