Как рассказала владелец аптеки в Алматы Камилы Кабиридзе, введение маркировки требует значительных финансовых вложений, так как для этого необходимо подключиться к единой системе и закупить оборудование. Однако, по ее словам, многие предприниматели не могут себе этого позволить.
— Оборудование стоит не так дорого, от 20 до 50 тысяч, но также нужно подключать программу. Стоимость программы, в зависимости от города, начинается от 500 тысяч до 2 млн тенге. В какой сельской аптеке у предпринимателя ИП, ТОО или просто маленькой аптеки без названия есть в кармане 2 миллиона тенге? — высказалась она.
Помимо этого, для работы с новой системой маркировки аптекам необходимо нанимать дополнительных специалистов.
— Нам нужен фармацевт, провизор, товаровед. Потому что, к сожалению, эта программа интеграции, маркировка в себя включает то, что этот человек будет принимать товар через ЭЦП-ключ. Государство нам сказало, что будет хранить коммерческую тайну. Но при этом мы не знаем, как это будет работать. К сожалению, у нас бывают и кибератаки, кто будет гарантировать нам финансовую тайну, руководителям или владельцем аптек? Помимо этого, у нас есть определенные трудности, прежде всего, дефицит фармацевтов. Сейчас это непопулярная профессия, потому что слишком много ответственности, помимо того, что есть и финансовые затраты, — рассказывает Камила Кабиридзе.
Также одним из ключевых аспектов работы новой системы является стабильное интернет-соединение, что в Казахстане, особенно в селах, является большой проблемой.
— К сожалению, на данный момент у нас эта программа связана с Казахтелекомом. Как мы все знаем, по всему Казахстану у нас есть проблемы с Интернетом. Выключили свет — программа не работает, элементарно. Где взять программное обеспечение или тот же Интернет, который говорят у нас как в Токио? Одна аптека в ауле может обслуживать 2-3 населенных пунктов. К сожалению, сейчас там не то, что с Интернетом, там и со светом, и с дорогами есть проблема. Это все будет касаться напрямую маркировки. Маркировка без Интернета, без программного обеспечения не будет работать, — говорит владелец аптеки.
Кроме того, по ее словам, многие казахстанцы покупают лекарства поштучно из-за финансовых трудностей. Однако введение маркировки не позволит этого, что ухудшит доступность лекарств.
— К сожалению, наш народ сейчас не так сильно финансово обеспечен. У нас многие клиенты, мои коллеги не дадут соврать, по всему Казахстану берут по штучно лекарства. У нас есть, допустим, лекарство Сенаде, которое помогает при проблемах со стулом, в упаковке 500 штук. Невозможно в этой программе продавать по штучному. У нас есть такие апашки, которые приходят и берут парацетамол в рассрочку в Каспи. Как они будут покупать по штучной, тот же Терафлю, те же там какие-то препараты, которые им выписали? На эти вопросы нет ответов, — говорит Камила Кабиридзе.
Ранее сообщалось, что с сентября 2019 года по 31 июля 2021 года проведен пилотный проект, в котором приняли участие 23 представителя фармацевтической отрасли — среди них были производители, дистрибьюторы, медицинские и аптечные организации. 18 торговых наименований были промаркированы соответствующим кодом.
Вся работа в рамках внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости лекарственных средств проводилась с учетом предложений НПП «Атамекен», бизнес-сообщества и других заинтересованных органов.