Лаура Акатаева отметила, что изменения показывают, что Казахстан движется в направлении равенства полов.
— Если говорить о международной практике и опыте, можно заметить движение в направлении гендерного равенства. Казахстан, как и весь мир, следует этому тренду. Наше национальное агентство по усыновлению работает с 2016 года. Мы видим, как приемные семьи воспитывают детей, и у нас есть различные примеры. Надо отметить, что жестокое обращение может исходить как от мужчин, так и от женщин. В тоже время есть и положительные случаи в воспитании детей одинокими мужчинами. Например, когда семья распадается или один из супругов умирает, отец может отлично заботиться о детях. Здесь все зависит не от пола, а от индивидуальных качеств. У нас были случаи, когда приемная мать отказывалась от детей, и они оставались с отцом. Эти случаи отлично показывают, что мужчина с любовью и заботой воспитывает ребенка, и дети к нему привязаны, — говорит Лаура Акатаева.
Эксперт считает, что усыновление ребенка одиноким мужчиной означает наличие неполной семьи, однако для ребенка это лучше, чем жизнь в интернате.
— Конечно, для ребенка важно расти в полной семье. Он наблюдает, как родители взаимодействуют друг с другом как мужчина и женщина, супруг и супруга, мать и отец. Таким образом, у ребенка появляется опыт общения и с отцом, и с матерью. Это идеальная модель. Но если выбирать между неполной семьей и интернатом, то, конечно, лучше неполная семья. Неполная семья может компенсировать отсутствие одного из родителей, так как у родителя есть дедушки и бабушки, братья и сестры. Ребенок может увидеть семейные взаимоотношения там. Это может быть компенсировано, —отметила Лаура Акатаева.
Напомним, ранее Конституционный суд признал одно из положений Кодекса о браке и семье, согласно которому мужчины не могут быть усыновителями за исключением особых случаев, не соответствующим Конституции после обращения гражданин, который считает указанную норму, дискриминационной. Он обратил внимание суда на то, что для женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, подобный запрет не установлен.
По результатам проверки Конституционный Суд отметил, что в целом сам подход законодателя по определению условий и установлению ограничений права на усыновление согласуется с конституционно определенной задачей защиты государством детства и принятыми обязательствами наилучшего обеспечения интересов детей, а также соответствует статье 39 Конституции о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами в определенных целях.
Вместе с тем, устанавливаемые законодателем ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка, должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности, исходя из прав и интересов детей.
Конституционный Суд указал, что следует исходить из интересов ребенка, нуждающегося в защите своих прав и интересов, и руководствоваться конституционно определенной задачей защиты брака и семьи, материнства, отцовства и детства.