Правительство Китая и Эстонии посчитали нужным не разглашать информацию о высылке дипломатов. Представители стран объяснили, что в дипломатии существуют ситуации, которые государство не комментирует.
В конце лета прошлого года правительство Эстонии выслало из Эстонии китайского дипломата из-за ненадлежащего поведения. Шаг не остался без ответа — китайцы выслали из Пекина сотрудника посольства Эстонии.
Об этом сегодня написал колумнист Maaleht и бывший высокопоставленный сотрудник Министерства иностранных дел Ханнес Румм.
Урмас Рейнсалу, который в то время был министром иностранных дел, прокомментировал заявление Румма. По словам Рейнсалу, в дипломатии есть ситуации, которые государство не комментирует.
Рейнсалу не подтвердил, связана ли высылка китайского дипломата с делом известного эстонского исследователя моря Тармо Кыутса, осужденного за шпионаж в пользу Китая две недели назад.
На сегодняшней пресс-конференции правительства министра иностранных дел Эву-Марию Лийметс также спросили о высылке дипломатов. ”Со стороны МИДа мы не комментируем такие высылки. И соответственно, я не хочу комментировать этот случай”, — сказала она.
По данным источника, китайцам был предоставлен выбор: если дипломат, высланный из-за несоответствующих действий, уедет тихо и добровольно, то Эстония не станет предавать общественности этот факт.
Такая практика не является редкостью в дипломатических отношениях, но она отличается от предыдущих подобных случаев, когда из Эстонии высылали дипломатов.
Согласно открытой информации, Эстония высылала дипломатов только российского посольства. Подобная ссора с Китаем — первая и является прецедентом.
Китайский дипломат покинул страну, однако Эстония не объявила его персоной нон грата. Эстонцы сдержали обещание хранить молчание.
Китайцы не остались в долгу. Посольство Эстонии в Пекине было незамедлительно проинформировано о том, что один из эстонских дипломатов должен покинуть Китай. В то время в Китае находились только два сотрудника посольства Эстонии: отвечающий за политические отношения Ингвар Арст и один молодой дипломат, только что прибывший в Пекин.
Китайцы почему-то решили, что именно последний должен вернуться в Таллинн. Поскольку этот дипломат, по сути, является жертвой обстоятельств, источник не разглашает его имя.