История Александра наводит ужас оттого, что каждый может оказаться на его месте. Инвалид, не имеющий возможности найти постоянных заработок, оказался в рабстве. Его заставляли попрошайничать под угрозой физического насилия.
Александру 46 лет. Родом из Туркестана. У мужчины была своя семья, квартира, но затем нары и рабство.
“Последнее время жил в Шымкенте. Однажды на скользкой дороге сбила машина. Так оказался в центре реабилитации, стал передвигаться на костылях. Постоянной работы не было, года два назад в январе вышел попрошайничать. Меня приметила женщина и предложила жилье, питание с условием, что половину собранной от подаяний суммы буду отдавать ей взамен”, – вспоминает Александр.
В расчете на большую прибыль его усадили в инвалидную коляску. В многолюдных местах с раннего утра до вечера «зарабатывал» 25–30 тысяч, по пятницам у мечети 45–50 тысяч тенге в день. Через месяц-полтора к нему подошли полицейские, чтобы выяснить причину его попрошайничества. Александр, зная, что за ним наблюдают, не стал жаловаться. Но отношение хозяев к нему изменилось, начались издевательства. Два раза убегал, два раза возвращали, угрожая сделать калекой или вовсе убить. В феврале этого года предложили поехать в Актобе. Запуганный жестокими избиениями, он не стал перечить.
На третий день по приезде в новый город он уже сидел у одного из популярных рынков города. В ста метрах прохаживалась супруга хозяина, она тоже попрошайничала. Потому Александр не посмел ответить волонтерам, которые, заметив его, проявили сочувствие. Когда они подошли через несколько дней и предложили продукты, оглядевшись по сторонам, успел попросить о спасении.
Тут же волонтеры из группы Zello связались с полицией и общественным фондом «Дәріс». Бедолагу определили в кризисный центр, где он решился рассказать о себе и о том, что вместе с ним в неволе находились и другие калеки, кто-то без рук, кто-то без ног. Они обеспечивали легкие деньги хозяевам, которые, по словам Александра, нигде не работают. И у каждого члена этой семьи, то есть у братьев и сестер, есть подобные работники. От прибыли работникам перепадало спиртное, сигареты и бич-пакеты. Спали они на полу. Примечательно, что женщин среди них не было.
“Я благодарен всем тем, кто помогает мне, и в первую очередь смелым волонтерам. Еще пожелал бы людям, подобным мне, несмотря на инвалидность, оставаться сильными”, – еле сдерживая слезы говорит Александр.
“Волонтеры, выявив факт трудовой эксплуатации, обратились в наш кризисный центр с просьбой помочь человеку. К сожалению, это не первый подобный кейс. В 2019 году помогли гражданину другого государства, которого, также усадив в инвалидную коляску, заставляли попрошайничать. Начиналась пандемия, уже выставлялись посты, и нужно было срочно вернуть человека на родину, потому что он нуждался в лечении. Тогда дело было прекращено. Надеемся, что на этот раз оно дойдет до суда, – поделилась исполнительный директор ОФ «Дәріс» Гульнур Идигеева. – Есть мнение, что Александр мог позвонить на 102, но у таких людей, как правило, панический страх перед эксплуататорами. И здесь велика роль волонтеров, благодаря которым выявлена ситуация”.
Инвалид третьей группы нуждается в медицинской, юридической и социальной помощи. Предстоит восстановить утраченные документы. По данному факту начато досудебное расследование по статье 128 часть 1 УК РК. Старший оперуполномоченный УБОП ДП области, капитан полиции Балаби Алиаскарулы озабочен еще и тем, что нужно найти родных и близких Александра, чтобы он вновь не попал в подобную ситуацию.
Это только один из эпизодов деятельности волонтеров, фамилии которых зачастую остаются неизвестными. Но уже брендом, к примеру, стало имя Екатерины Голотиной. Это гарантия надежной помощи, совета. Точно так же, как Zello и другие добровольные объединения добрых людей.