Как прошел Год волонтера, с какими стереотипами приходится сталкиваться волонтерам, какая поддержка им нужна и какую помощь они сами готовы оказывать нуждающимся в интервью нашему корреспонденту рассказала председатель ОЮЛ «Национальная волонтерская сеть» Вера Ким.
Что такое волонтерство? Во-первых, это мощная идеологическая составляющая. Если раньше были пионеры и комсомол, то сейчас есть такие герои, как волонтеры, которые бесплатно помогают, у них доброе сердце. Кто-то учит английский язык в свободное время, кто-то занимается спортом, а кто-то занимается волонтерством. И если молодые волонтеры будут помогать пожилым одиноким людям, то есть выполнять у них дома влажную уборку, ходить за продуктами питания, сопровождать в больницу, если это частный сектор, то приносить воду или уголь, то безусловно, когда эти ребята вырастут, то они никогда не бросят своих родителей. Они будут уважительно относиться к пожилым и старшим людям. Они будут уступать места в общественном транспорте и так далее. Это очень большая идеологическая работа и, если, например, ребята будут работать в детских домах, то вряд ли кто-то из них когда-то бросит своих детей. Это большая и долгосрочная инвестиция, которая закладывается именно волонтерской работой. Поэтому я считаю, что эта деятельность должна безусловно, поддерживаться со стороны государства, и было бы хорошо, если бы эта деятельность поддерживалась и со стороны бизнеса. Потому что волонтерская деятельность имеет разносторонний спектр.
Мы знаем также, что много волонтерских организаций занимается поиском пропавших людей. Этого никто не отменял. Люди пропадали и, к сожалению, пропадают. У нас есть много поисковых волонтерских организаций, но ведь им нужны какие-то склады, где они могли бы хранить свое обмундирование, фонари, рации, кирзовые сапоги, жилеты и так далее. Для приобретения всего этого инвентаря тоже нужна финансовая составляющая. Взять допустим те же фонари аккумуляторные, они же быстро садятся. Рации нужно заряжать, ориентировки на людей тоже нужно где-то распечатывать. А если мы хотим, чтобы они хорошо выглядели и на них обращали внимание, то они должны быть цветными. Это ведь тоже расходы.
Есть очень много разных вещей, которые идут в унисон с политикой нашего государства, в подмогу, поэтому, я считаю, что волонтерская деятельность должна быть не только организована, но и должна поддерживаться со стороны государства.
Мы не можем также говорить, что государство не поддерживает волонтерскую деятельность. Мы знаем, что на сегодняшний день есть Закон о волонтерской деятельности. Сегодня у нас есть целый Год волонтера. Это говорит о том, что волонтерство у нас находится на самом высоком уровне, имеет определенный статус и понимание того, что волонтерская деятельность важна, это признание того, что мы идем в правильном направлении. У нас есть целое министерство информации и общественного развития, которое со стороны государства является неким координирующим органом волонтерской деятельности. В самом министерстве есть отдельное управление по вопросам волонтерства и благотворительности. Это тоже о многом говорит. На местах в областных центрах у нас есть отдельные лоты на поддержку волонтерства. Их выделяют в рамках государственного социального заказа, для того, чтобы волонтерские организации могли в них участвовать на конкурсной основе и реализовывать какие-то проекты. В этом году более 400 грантов были выделены и разыграны центром поддержки гражданских инициатив. Я считаю, что это достаточно хорошее подспорье.
Безусловно, в Год волонтера идет усиление поддержки волонтерской деятельности со стороны государства, и конечно хотелось бы, чтобы и после Года волонтера нашу деятельность не только признавали, но и всячески поддерживали. У нас есть хороший пример со стороны Российской Федерации: у них немного раньше был объявлен Год волонтера и после его окончания руководство страны всячески поддерживало волонтерскую деятельность. На сегодняшний день эта поддержка не становится меньше, а только усиливается.
Нам бы тоже хотелось, чтобы волонтерская деятельность поддерживалась и дальше. В период пандемии волонтеры показали свою состоятельность, что действительно готовы мобилизоваться, оказывать помощь. В нашей стране также есть и достаточное количество чрезвычайных ситуаций – это и наводнения, и снегопады, и прочие условия, там, где нужна будет, в том числе, и волонтерская помощь.
– Кто такой волонтер? Можете дать социологический, личный портрет казахстанскому волонтеру?
– Мы говорим о том, что волонтером может стать любой человек вне зависимости от пола, возраста, вероисповедования, национальности. Для меня волонтер – это образ человека с большим добрым сердцем и этот человек хочет изменить что-то во благо, и который действительно готов совершать добрые поступки. И эта деятельность должна приносить этому человеку большую пользу и радость.
– На что общественность и государство должны обратить внимание в деле развития волонтерского движения в Казахстане?
– Хотелось бы, чтобы СМИ больше обращали внимание именно на волонтерскую деятельность не только в Год волонтера. Хотелось бы, чтобы были целые серии документальных фильмов, социальные ролики. Мы понимаем, что волонтерская деятельность, к сожалению, не та сфера, на которой можно заработать какие-то деньги. Мы понимаем, что для каналов это не выгодно. В то же время мы, как волонтерские организации, не можем оплачивать выход в СМИ. Те СМИ, которые идут нам на встречу, показывают ролики о нас в не очень удобное время. Они идут рано или очень поздно, когда большая часть населения не включает телевизор или радио.
Хотелось бы, чтобы и со стороны общественности писали какие-то посты, блоги вели о людях, которые совершают добрые поступки. Для того, чтобы мы могли не хвастаться, а пропагандировать, нести в массы именно культуру волонтерства. Для того, чтобы каждый понимал, почему этот молодой человек или не молодой человек может помогать, а я нет. Чтобы задумался, что у меня, например, в подъезде тоже есть одинокая бабушка, которой можно чем-то помочь или вывести ее однажды на улицу или еще что-то сделать. Очень важно культуру волонтерства доносить и говорить о ней. Таким образом, добрых людей и тех, кто готов совершать добрые поступки станет больше.
Поэтому хотелось бы, чтобы подключились общественность, СМИ, популярные блогеры. И тогда, возможно, такому тренду, как волонтерство и добро будут следовать больше людей. Если, например, известные люди в сфере медиа смогут подсказать нам, как это сделать и будут пропагандировать добро не за деньги, а по своей доброй воле, то, мне кажется, что нам бы это очень помогло.
– Следующий год глава государства объявил «Годом 30-летия Независимости». Можно ли считать появление института волонтерского движения достижением Независимого Казахстана?
– Мне кажется, что безусловно волонтерское сообщество достижение периода нашей независимости. Например, свою волонтерскую деятельность я начинала 20 лет назад. И 20 лет назад о волонтерстве не знал практически никто и ничего. Про нас думали, что мы инопланетяне, религиозные сектанты, никто не понимал, почему люди делают что-то бесплатно. Во всем видели какой-то подвох и какой-то негатив. А сегодня спустя 20 лет я могу смело сказать о том, что волонтерство становится популярным направлением. Всего этого не произошло бы, если бы сами волонтеры и волонтерские организации не показали бы свою состоятельность. То есть своими поступками, своими действиями изо дня в день, из года в год мы показывали, что это целое направление, готовое идти в ногу со временем, в ногу с государством, помогать населению, тем, кто нуждается в помощи, для того, чтобы в нашей стране жилось немного лучше, чтобы было больше счастливых и добрых людей. Поэтому я считаю, что волонтеры также внесли свою лепту в независимость нашей молодой страны.
– Какие планы у национальной волонтерской сети на следующий год?
– Планы грандиозные. Но как показал этот год что-то кардинальное планировать сложно. Потому что какие-то внешние факторы могут внести свои корректировки.
Нам бы хотелось развивать волонтерство в самых разных направлениях. Это социальное, ЧС волонтерство, волонтерство в сфере здравоохранения, культуры и так далее. Мы будем также развивать направление, как онлайн-волонтерство. Что это значит? Это когда мы расширяем все границы и рамки добрым поступком. Мы, например, можем сидя дома оказывать помощь детишкам, проживающим в Африке и наоборот. Таким образом, мы расширяем все границы, для того, чтобы мы могли совершать добрые поступки, используя новые технологии и сокращая временные ресурсы. Для нас это очень важно.
Мы будем продолжать направление серебряного волонтерства. Это волонтеры возраста 50+. Эта группа у нас сформировалась буквально год назад, поэтому мы хотим их поддерживать, то есть тех людей, кто готов работать, помогать, делиться опытом и мудростью. Помимо волонтерской деятельности внутри нашей страны мы осуществляем свою деятельность с точки зрения развития волонтерства на международном уровне. Сейчас мы рассматриваем возможность создания волонтерской коалиции по Центральной Азии.