В июне текущего года Кызылординский городской суд № 2 приговорил Махамбета Болатова к трем годам лишения свободы за кражу.
Оказалось, что в поисках работы мужчина приехал в Кызылорду из Тараза. Самое интересное в этом деле то, что когда Махамбет был задержан полицией, у него в кармане было удостоверение его младшего брата Ержана Болатова. Разница в возрасте между ними всего один год, и внешне они очень похожи друг на друга. Так, уголовное дело было заведено на Ержана Болатова. И, соответственно, суд вынес приговор Махамбету, который использовал удостоверение личности младшего брата.
В настоящее время Махамбет Болатов отбывает наказание в исправительной колонии в Таразе.
Как подсудимый во время следствия смог использовать удостоверение личности другого человека? Как полиция, следователь, адвокат и суд не знали, что человека судят по чужому документу?
Мы поговорили с младшим братом осужденного Ержаном Болатовым, который сейчас живет в Таразе.
— Махамбет — мой брат. Он старше меня на один год. Брат ездил работать в Кызылорду. Об этом и раньше писали журналисты. Тогда сотрудники прокуратуры и руководство тюрьмы сильно удивились и сказали, что скоро все решат. Теперь и я удивляюсь, почему до сих пор не принято никакого решения. У брата нет семьи, и он не женат. Я живу вместе с родителями: отцом и матерью. Все началось с того, что когда брат уезжал в Кызылорду, то надел мою верхнюю одежду. В кармане находилось мое удостоверение личности. После всего произошедшего его удостоверение личности теперь у меня. По этой причине я до сих пор не могу устроиться на работу. Потому что я вроде как осужден и нахожусь в тюрьме. Сейчас мы с отцом занимаемся бизнесом, — говорит Ержан Болатов.
По его словам, когда брат был задержан, тот говорил правоохранителям, что у него удостоверение младшего брата, и что он — Махамбет Болатов. Но ему, по-видимому, не поверили. Однако у прокуратуры есть сомнения на этот счет.
— Махамбет Болатов сразу же признался в совершении преступления, — говорит прокурор Жамбылской областной прокуратуры Асылбек Пешеков. — С его стороны жалоб нет. Только анкетные данные неправильные. По-моему, подсудимый намеренно старался скрыть это обстоятельство. То есть, до конца не договаривал. Конечно, сейчас трудно сказать, как было на самом деле. Действительно, сотрудники полиции виноваты в том, что отправили Махамбета, не проведя дактилоскопическую экспертизу. Не секрет, что Махамбет Болатов и ранее был судим, поэтому его необходимо было тщательно проверить. Полицейские доверились его словам и документу, находившемуся у него в кармане. К тому же, братья очень похожи друг на друга. И возраст у них близкий. Приговор суда останется прежним. Изменятся только имя, и дата рождения.
Прокурор также рассказал, как и когда выяснилось это обстоятельство.
— Специальные сотрудники прокуратуры ведут личный прием вновь прибывших подсудимых. Мы беседуем с ними лично. Проводится разъяснительная работа, чтобы не нарушали порядок, подчинялись закону. В ходе такой встречи один мужчина поднял руку. Я сказал: «Спрашивайте». В этот момент подсудимый заявил, что он не Ержан, а Махамбет. Вначале я не понял. Но пришлось потом выяснять все детали в течение двух часов. Честно говоря, вначале мне показалось, что он меня обманывает. Я работаю в этой системе более четырех лет. Был уверен, что такое невозможно. Например, если Вы участвуете в судебном процессе, на каждом судебном заседании судья, открывая заседание, представляет себя, прокурора, адвоката и подсудимого. И это на каждом заседании. Ну, он же должен был сказать, что он не Ержан. Суд сразу обратил бы на это внимание. Ладно, участковый полицейский задержал, следователь расследовал. Но ведь никто не знал. Он был в следственном изоляторе в Кызылорде. В крайнем случае, можно было сказать адвокату. Когда он сообщил мне об этом, я сразу вызвал эксперта. Была проведена дактилоскопическая экспертиза. Заключение было готово через три дня, которое подтвердило, что мужчина не является Ержаном Болатовым. После этого мы направили заключение экспертизы в Кызылординскую областную прокуратуру. Прокуратура направила письмо в суд, была проведена дополнительная экспертиза. Теперь оставшиеся вопросы будут решаться в суде, — говорит прокурор.
Таким образом, в уголовно-исполнительной системе произошло беспрецедентное происшествие. В конце сентября об этом писали в СМИ. Прокуратура тогда заявила, что обстоятельства дела были выяснены задолго до этого.
— Прокуратура Кызылординской области сообщила еще 25 сентября, что приговор по данному делу отменен и отправлен на доследование. Следователь принял дело в свое производство. Теперь он исправит анкетные данные и вновь направит дело в суд. Конечно, судебный процесс может затянуться надолго. Нужно поднимать архивные документы, рассылать запросы, и на это уйдет время, — говорит прокурор Жамбылской областной прокуратуры Асылбек Пешеков.
Представитель Жамбылского областного департамента уголовно-исполнительной системы Сауле Усиналиева также сообщила, что вышло постановление городского суда № 2 суда о том, что дело направлено на дорасследование.
По информации суда, Махамбет Болатов прибыл в Кызылорду на работу в автомобиле «КамАЗ», принадлежащий его близкому родственнику. В районе Старого базара он, воспользовавшись тем, что у припаркованного легкового автомобиля было открыто окно, украл сумку. Момент кражи был зафиксирован уличной камерой.
Сотрудники полиции показали фото подозреваемого жителям близлежащих домов, которые опознали в нем местного работника. Мужчина был задержан и признал свою вину.
Мы побеседовали и с отцом двух братьев, которые запутали правоохранительную систему.
— Мой сын не может выйти из дома. Я его не отпускаю. Потому, что у него нет удостоверения личности. По документу младшего сына был задержан его старший брат. Затем, когда Махамбет был осужден, удостоверение нам не вернули, хотя мы и просили. Сотрудники полиции говорят, что «если дадите пять тысяч тенге, сделаем удостоверение». За что я должен отдавать пять тысяч тенге? По-моему, после выяснения имени и фамилии старшего сына, он это удостоверение выбросил. У нас нет никакой связи с Махамбетом, который сейчас находится в тюрьме, — говорит Руда Мусыланбеков.
Сотрудники прокуратуры заявлют, что они понимают ситуацию и хотят помочь в решении этого вопроса.
— Я спросил у родителей: «На какую конкретно работу Вы хотите устроить своего сына?» Думал оказать посильную помощь, связаться с организацией, куда он устраивается, разъяснить ситуацию. Думал, что там могут быть знакомые. Но они не смогли сказать, куда именно хотят трудоустроить сына, — говорит прокурор Асылбек Пешеков.