На фоне новостей о том, что новый учебный год большинство школьников начнет в онлайн-режиме, сотовые операторы готовятся к всплеску нагрузки на сети и озабочены обеспечением бесперебойного мобильного интернета. Одним из основных условий стабильного и уверенного радиосигнала является плотность установки базовых станций, особенно в городах, где рельеф местности и количество высотных строений являются объективным препятствием для распространения сигнала.
Как ни удивительно, среди городских жителей, в отличие от сельских, наиболее высок уровень радиофобии. Привыкшие к большему комфорту по сравнению с сельчанами, горожане настойчиво требуют высокого качества голосовой связи и мобильного интернета во всех районах своих городов. И это совершенно справедливо! При этом сотовые компании постоянно получают большое количество претензий от жителей на присутствие базовых станций в непосредственной близости от мест их проживания.
Мало того, что обитатели жилых комплексов, микрорайонов, отдельно стоящих домов стоически сопротивляются всем попыткам сотовых операторов установить на их территории базовые станции, нередко жильцы требуют оперативного демонтажа уже существующих базовых станций в своем районе — и сотовые операторы не могут не подчиниться. Они демонтируют свои антенны и тут же получают многочисленные жалобы на качество сигнала от тех же людей, кто еще вчера требовал ликвидации антенн.И «порочный круг» замыкается.
Справедливости ради, надо заметить, что казахстанцы со своим неприятием базовых станций не являются исключением, и радиофобия давно является серьезным препятствием для развития мобильной связи во всем мире.
Теперь же, когда пандемия внесла существенные коррективы в образ жизни большинства обывателей, нагрузки на мобильные сети возросли в разы, необходимость установки большего количества антенн стала просто критичной.
На самом серьезном научном уровне доказано, что излучение базовых сотовых станций не является вредным и тем более опасным для здоровья человека, даже когда они находятся в непосредственной близости к местам постоянного пребывания людей. Аргументом в пользу этого служит заключение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
«Все фактические данные, имеющиеся на сегодняшний день, свидетельствуют о том, что воздействие радиочастотных сигналов, испускаемых базовыми станциями, не приводит к каким-либо неблагоприятным кратко- или долговременным последствиям для здоровья».
Базовые станции стандарта GSM во всем мире соседствуют с жилыми массивами и административными зданиями много лет, однако никаких данных о росте уровня онкологических заболеваний у населения из-за их излучения не существует.
Тем не менее, процент демонтажа станций из-за радиофобии населения у двух мобильных операторов, входящих в группу компаний АО «Казахтелеком», достаточно высок и близится к 20%.
Директор департамента стратегического развития АО «Кселл» Айбек Нуркадыр сообщил:
«Порой радиофобия приобретает совершенно нелогичные формы: одни и те же люди пишут жалобы, требуют демонтировать наши базовые станции, даже те, которые не находятся непосредственно на жилых домах, и те, что установлены на отдельных мачтах — и тут же после демонтажа антенн жалуются на падение качества сигнала. За 2019 год и первое полугодие текущего года нам пришлось демонтировать и перенести более 200 станций, из них более 30 — по настоятельному требованию населения. Между тем, каждый такой демонтаж – это дополнительные материальные и временные затраты компании. А мы могли бы использовать эти средства как раз на улучшение качества сервиса».
Одновременно противники распространения базовых станций уверенно наращивают интенсивность использования смартфонов, не учитывая того факта, что в условиях удаленности станции существенно возрастает уровень излучения уже от их гаджетов, потому что их телефоны и планшеты затрачивают больше энергии на поиск и поддержание удаленного сигнала. А это влияет уже не только на качество связи, но и на длительность службы гаджета, и, надо полагать, в перспективе — на здоровье его пользователя.
Для понимания оптимального расстояния между станциями полезно знать, что уверенный радиус действия базовой станции стандарта 3G, необходимый для оптимальной скорости передачи данных, достигает 500 метров, а у станций стандарта 4G – около 400 метров.
В общем фоне радиоизлучения в городе, включая все электрические приборы, доля излучения от базовых станций сотовой связи составляет менее одного процента. Обычная микроволновая печь выдает около 120 ватт радиоизлучения, а средняя мощность базовых станций составляет около 20-30 ватт. Для сравнения: мощность телевизора – минимум 60 ватт. Производители не выпускают станции мощнее 46 ватт. Больше мощности станции и не нужно. Она должна всего лишь уловить слабый сигнал телефона, а на это не требуется много энергии.
Самый главный показатель – плотность потока энергии (электромагнитного поля), или сокращенно ППЭ, который измеряется в микроваттах на квадратный сантиметр (мкВт/см2). Проще говоря, сколько излученной антенной энергии будет проходить через определенную площадь (см2).
В Казахстане предельно допустимый уровень электромагнитного поля составляет 10 микроватт на квадратный сантиметр, что значительно ниже допустимых норм во многих развитых странах. Например, в США допускается до 100 микроватт на квадратный сантиметр.
У сотовых операторов остается надежда, что повышение технических знаний населения будет способствовать снижению уровня радиофобии, однако пока круг не размыкается – люди требуют уверенного сигнала и отсутствия базовых станций вблизи. А это, увы, при существующих в мире технологиях невозможно.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что основной массой, страдающей радиофобией, являются жители больших городов, которые традиционно считаются более образованными и технологически продвинутыми по сравнению с сельчанами.
«Kcell в партнерстве с другими мобильными операторами активно реализует проект «250+», который предусматривает подключение к мобильному интернету сельских населенных пунктов с численностью населения от 250 человек. Компания Kcell уже установила свои базовые станции в рамках этой программы почти в 30 казахстанских сельских населенных пунктах, и в аулах, в отличие от городов, мы ни разу не сталкивались с проявлениями радиофобии», — делится наблюдениями Айбек Нуркадыр.
«Жители сел понимают преимущества проекта 25+, который стирает грани цифрового неравенства между селом и городом, является одним из драйверов развития экономики страны и становится критически важным в условиях карантина. Благодаря выстраиванию сети наших станций уже в самое ближайшее время сельчане смогут получать услуги телемедицины, воспользоваться государственными цифровыми услугами, их дети смогут влиться в систему цифрового образования – и получить более качественные знания, в том числе и технические, чтобы не поддаваться радиофобии в дальнейшем».