Он подчеркнул, что недавний запрет Россией на ввоз казахстанских томатов и перца, из-за обнаружения в них вируса, произошел, в том числе, из-за неудовлетворительной работы лабораторий по карантину растений. Об этом он заявил на пленарном заседании Сената.
«В таких торговых войнах главным аргументом является научное подтверждение качества товара. А наша лабораторная база не выдерживает никакой критики. За 10 лет мы не смогли организовать, как следует, лабораторию карантина растений. Нет ни современной базы, ни профессиональных специалистов, владеющих современными методами исследований. Дошли до того, что просим ПЦР-тесты для диагностики вируса в России — у той страны, которая создает нам торговые барьеры. У нас же должно быть все свое, если хотим защитить отечественный бизнес и быть полноправными членами ЕАЭС. Я хочу посоветовать нашим должностным лицам, отвечающим за эту работу, съездите в Москву и посмотрите, как у них работает ВНИИ карантина растений. Тогда поймете, как мы отстали», — сказал сенатор Ахылбек Куришбаев.
По словам депутата, аналогичная ситуация наблюдается и в системе отечественной экспертизы ГМО-продукции, что вызывает значительные риски по завозу в страну генетически модифицированных продуктов питания и семян.
«Учитывая особую важность указанных вопросов, как для экономики, так и для защиты здоровья наших граждан, считаю необходимым провести ревизию всей нашей лабораторной базы, оказывающей услуги по экспертизе, и принять необходимые меры по ее модернизации, укрепив на современном уровне кадровое, техническое и методическое обеспечение», — резюмировал сенатор.
Правда, депутат умолчал о том, что сельское хозяйство Казахстана испытывает серьезные трудности. В стране застраиваются плодородные земли, не ведется работы на государственном уровне для обеспечения защиты растений. Плодовые деревья в стране болеют который год.