Усиление правовой защиты и социальных гарантий медицинских работников в прошлом году — одна из законодательных инициатив, которую Президент в своем интервью газете «Ана тілі» назвал хорошим примером продуктивного партнерства государства и гражданского общества.
Изменения позволили решить ряд системных вопросов, которые касаются качества оказания медицинских услуг. В частности, внедрено обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников.
— Раньше страхование было добровольным, но это касалось в основном акушеров-гинекологов, хирургов, анестезиологов, неонатологов, где наиболее высока вероятность наступления осложнений и, как следствие, риск судебных преследований. Теперь обеспечен охват на 100 процентов, включая не только врачей, но и средний медицинский персонал, — комментирует независимый эксперт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии НАО «Медицинский университет Астана» Халида Шарипова.
По ее словам, с июля 2024 года, когда были подписаны все подзаконные акты, была проведена большая подготовительная работа. Министерством здравоохранения и НАО «Медицинский университет Астана» были созданы образовательные программы. Прошло обучение тренеров по всему Казахстану, которые, в свою очередь, обучали службы поддержки пациентов в медицинских организациях.
Схема взаимодействия пациентов и медицинских организаций выстраивается сегодня следующим образом.
Первое. В законе жестко закреплено, что субъект здравоохранения не имеет права работать без договора сострахования, как не допускается отказ со стороны участника единого страхового (перестраховочного) пула в заключении соответствующего договора.
Второе. Определяется порядок формирования и работы Независимой экспертной комиссии, которая будет решать — относится ли то или иное событие к страховому случаю.
— Независимая экспертная комиссия состоит из профессионалов, которые имеют стаж работы более семи лет, первую или высшую профессиональную категорию. Представители субъекта здравоохранения, в котором произошло событие, в состав независимой экспертной комиссии не включаются, — поясняет независимый эксперт Халида Шарипова.
По ее словам, независимая экспертная комиссия должна дать свое заключение в течение 5 рабочих дней, но если это сложный случай, требующий привлечения дополнительных специалистов, то эти сроки могут быть продлены. Пациенту в этом случае нужно будет дать промежуточный ответ о том, что НЭК продлила свою работу.
Добавим, что в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» четко прописано, что продление допустимо лишь на разумный срок, который не может превышать двух месяцев.
В чем тут принципиальные изменения? Ранее, чтобы получить компенсацию за ущерб здоровью, пациентам приходилось долго судиться, и это могло занять не один год, а сегодня все значительно упрощается.
— Данный закон защищает не только интересы медицинских работников, но в первую очередь, как раз-таки, ориентирован на поддержку пациентов, — комментирует председатель казахстанского отраслевого профсоюза «Aqniet» Бакытжан Тажибай. — При этом пациент не остается со своим заболеванием один на один. Организация продолжает лечение и устраняет нанесенный ущерб. А пациент получает компенсацию. К тому же доктор не несет финансовую нагрузку, потому что есть страховка.
Третье. В Кодексе прописаны минимальные размеры страховых выплат, которые в случае наступления инвалидности пациента по вине медиков варьируются от 500-кратного до 800-кратного месячного расчетного показателя. За вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате осуществления медицинской деятельности, повлекший его смерть — 3000-кратный МРП.
Как пояснил Бакытжан Тажибай, медицинский инцидент наступает в том случае, если при оказании медицинской помощи врач выдержал все требования стандартов, однако результат лечения был неудовлетворительным.
Доцент кафедры акушерства и гинекологии НАО «Медицинский университет Астана» Халида Шарипова дополняет: — Что такое медицинский инцидент? Это когда врач все сделал правильно, но случилось атипичное течение заболевания или на ситуацию повлиял другой неучтенный фактор. Мы все сделали по стандарту, но не получили того результата, который хотели. Конечно, здесь очень тонкая грань.
О том, что грань очень тонкая, говорит и председатель отраслевого профсоюза Бакытжан Тажибай. Он привел несколько «кейсов», которые, на его взгляд, позволяют ощутить разницу между страховым случаем и медицинским инцидентом.
Например, идет гинекологическая операция. Гнойное заболевание. Оперируют один орган, но при этом неумышленно повреждают мочеточник. Причина в том, что из-за гнойного процесса изменилась анатомия.
— Это будет страховым случаем? — задался вопросом Бакытжан Тажибай. — Я считаю, что это нужно считать страховым случаем, потому что в целом помощь оказана, женщина спасена, но есть вред здоровью. В этом случае, уверен он, помимо восстановительной операции должна быть осуществлена страховая выплата. Но это будет решать уже Независимая экспертная комиссия.
Или другой гипотетический пример.
— Скажем условно, болеет ребенок. Ему назначают антибиотики, от которых наступает глухота. Это будет считаться страховым случаем, если доза выдержана, расчет был правильно сделан, но негативный сценарий наступил по причине индивидуальных особенностей организма ребенка? Я предполагаю, что независимая экспертная комиссия будет считать, что это не страховой случай, — говорит Бакытжан Тажибай.
На вопрос о том, что мешает определить заранее воздействие антибиотиков на детский организм, сделав соответствующую пробу, и тем самым избежать тяжелых последствий, медики дали однозначный ответ — побочные эффекты зачастую непредсказуемы.
— Пробы проводятся, ребенок их переносит, но токсическое действие препарата мы не можем предусмотреть, — пояснила независимый эксперт Халида Шарипова, пояснив, что многое зависит и от качества медицинских препаратов.
Так что вопрос здесь кроется только в одном — обоснованно или нет были назначены антибиотики, выдержаны ли все медицинские стандарты при их приеме?
Бывают и другие ситуации, когда человек обращается за медицинской помощью слишком поздно. Медики не устают повторять о том, что они далеко не всесильны и граждане должны заботиться о своем здоровье, проходить вовремя обследования, вести здоровый образ жизни.
Но, к сожалению, даже в тех случаях, когда медицина бессильна — врачи становятся объектом нападок, против них возбуждаются уголовные и административные дела. Вопрос, кому в итоге от этого лучше? Постоянный прессинг уже привел в свое время к значительному оттоку кадров из профессии.
— Когда врач вовлекается в орбиту уголовного преследования от этого страдает не только сам медицинский работник, который находится под следствием, но и все его коллеги. Во-первых, это сильно демотивирует людей, а во-вторых, снижает качество медпомощи, — говорит Бакытжан Тажибай.
По его словам, для защиты медработников, которых обвиняют по 317 статьей УК РК за невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей, был запущен проект «Медицинский адвокат».
— От 300 до 800 уголовных и административных дел возбуждается ежегодно в отношении медицинских работников. За последние два года мы защитили 98 врачей в различных ситуациях, когда возбуждались уголовные дела. Дело в том, что многие жалобы не обоснованы. Бывает, по жалобе выносят решение о ненадлежащем исполнении врачом своих обязанностей. Например, врач дежурил, не успел что-то записать в историю болезни. Но это организационно-технические ошибки, он ошибся не как специалист. Однако его начинают преследовать, выписывать штрафы. Примеры, когда нужно защищать врачей, сестринский персонал, очень много — подчеркнул Бакытжан Тажибай, отметив, что новые законодательные поправки усилили правовую защиту медицинских работников.
В целом, повторимся, закон защищает интересы и пациентов, и медицинских работников. С одной стороны упрощает процедуру признания врачебных ошибок, с другой обеспечивает «зонтик» для медицинских работников, смягчая уголовную ответственность и повышая их правовую и финансовую защищенность. В рамках гуманизации 317 статьи УК РК произошли важные изменения: уменьшились сроки лишения свободы, сократилось количество часов по штрафным работам, появились новые нормы, повышающие статус врача.