Администрация Дональда Трампа ввела санкции против Пекина, критикуя репрессивные меры Китая против уйгуров, казахов, кыргызов и других мусульман в Синьцзяне. США запретили импорт товаров, произведенных в Синьцзяне, утверждая, что они были произведены «с использованием принудительного труда мусульман». По данным ООН, в «лагерях перевоспитания» в Китае могут содержаться более миллиона мусульман Синьцзяна. Пекин эту политику объясняет «борьбой с экстремизмом».
Активисты организации «Атажұрт еріктілері», поднимающие проблемы казахов в Китае, опасаются, что с приходом к власти Байдена политика США в отношении Китая может смягчиться, поэтому желали победы Трампа на выборах. Представитель «Атажұрт еріктілері» и активист Серикжан Билаш в своих видео в Сети также выражал обеспокоенность тем, что Байден может не поднять вопрос о ситуации в Синьцзяне.
Политолог Шалкар Нурсеит считает, что политика США в отношении Синьцзяна при Байдене не сильно изменится.
В течение последних четырех лет демократы обвиняли Трампа в том, что он готов подружиться с диктаторами, потому что сам обладает качествами диктатора.
«Весь мир наблюдает за ситуацией в Синьцзяне. Европа выступила с заявлением, и международные организации поднимают этот вопрос. Кроме того, демократы считают, что права человека важны не только в их стране, но и во всем мире. Поэтому я думаю, что [Байден] продолжит работу над этим вопросом, уделяя внимание проблеме Синьцзяна. В течение последних четырех лет демократы обвиняли Трампа в том, что он готов подружиться с диктаторами, потому что сам обладает качествами диктатора. Теперь, чтобы доказать, что обвинения были небезосновательны, администрация Байдена не будет хранить молчание по вопросу о нарушениях прав человека в китайских лагерях. Этого не допустят ни СМИ, ни международные организации», — говорит эксперт.
Политолог Досым Сатпаев считает, что администрации Байдена, «хочет того она или нет, придётся продолжать политику Трампа», то есть оказывать давление на Китай.
«Здесь нужно исходить от того, что даже для демократов вполне ясно, что не Россия представляет угрозу, а Китай. С точки зрения военной мощи, с точки зрения экономического присутствия на глобальной сцене, с точки зрения вообще китайского присутствия во всех регионах мира. Китайские инвестиции в больших размерах идут в Латинскую Америку, Африку, и Центральную Азию. Таджикистан и Кыргызстан — это крупнейшие должники Китая. Мы видим то, что, хотят того демократы или нет, но им придётся продолжать политику Трампа, то есть оказывать давление на Китай. Россия постепенно отходит на второй план, у неё много минусов: сырьевая зависимость, слабая экономика», — говорит политолог.
Накануне выборов Байден усилил свою критику в адрес Китая, неоднократно обвиняя Пекин в нарушениях прав человека и несправедливой торговой политике. Он также раскритиковал политику Трампа в отношении Китая и заявил, что ему следовало сформировать коалицию с союзниками и выступить против политики Пекина, прежде чем начать торговую войну с Китаем.