Так кто же они такие? За экстремистами и террористами скрываются прежде всего конкретные люди и личности. Что ими движет? Как они оказываются в рядах деструктивных организаций? И какое правильное воспитание дать ребёнку, чтобы судьба его уберегла от радикальных религиозных течений? С этими вопросами мы обратились к психологу Республиканской информационно-разъяснительной группы Министерства общественного развития РК, члену Ассоциации психологов и психотерапевтов РК Лоле Шакимовой.
– Существует ли психологический портрет религиозных экстремистов?
– Слово «экстремист» пришло к нам из латинского языка, где оно означает «крайний», то есть какое-либо радикальное поведение, мировоззрение. Такая личность отличается враждебным восприятием окружающего мира и окружающих людей. Всех вокруг себя она делит на «своих» и «чужих». Тех, кто разделяет его убеждения, позицию, экстремист относит к «своим», все остальные оказываются в группе «чужих». По отношению к последним у него вырабатывается своё особое, специфичное отношение. Он презрительно воспринимает их, выказывает открытое отвращение и неуважение, не стесняется в выражениях. Такого же отношения к «чужим» экстремист ожидает и требует со стороны «своих» и окружающих его людей.
– Большая часть осуждённых за экстремизм и терроризм состояли в браке. Почему семья (как фактор личной ответственности – работа, забота и так далее) не способствовала тому, чтобы люди повзрослели, стали ответственными не только перед семьёй, но и перед обществом?
– К сожалению, когда лица оказываются в деструктивной религиозной группе, вербовщики в первую очередь отворачивают адепта от семьи, утверждая, что семья его не понимает. А он избранный и особенный, поэтому нужно отойти от семьи. Они внушают, что у него появилась абсолютно новая семья таких же избранных, как он, людей. Новая семья всегда его примет таким, какой он есть. Окажет ему моральную, психологическую и даже материальную поддержку. Все мы знаем, что семья – это важный институт социализации формирования личности, и главная задача вербовщиков направлена на отрыв адепта от семьи. У адепта появляется новая семья, на мнение которой он полностью полагается.
– Есть ли какая то психологическая предрасположенность у человека для занятия экстремистской деятельностью? Почему одни легко становятся радикалами, а другие не видят в этом смысла?
– Всё зависит от человека, от уровня его суггестивности, то есть внушаемости. Насколько человек податлив влиянию со стороны социального окружения. Насколько развита критичность его мышления. Психологическая толерантность к негативным факторам влияния. Также зависит от психоэмоционального состояния человека. Когда человека тревожат психологические проблемы, у него ослабевает психологический иммунитет. Он становится уязвимым, что позволяет миссионерам психологически обработать его.
– Среди сектологов есть остроумная шутка: «У каждого человека есть свой гуру, главное, с ним не встретиться в жизни». Насколько она актуальна?
– Конечно, актуальна: у каждого человека есть свои тайные места в подсознании. Кто-то увлечён эзотерикой и «тайными знаниями», кто-то конспирологическими теориями и заговорами. Бывает, что такие личности уже в реальной жизни встречают единомышленников. В лучшем случае встретятся два одиночества, в худшем – можно повстречать подготовленного вербовщика, который точно знает, как найти к человеку подход. Тем более что психологическая почва заготовлена.
Если говорить о «гуру», то есть миссионерах, то они хорошо обучены. Они осведомлены о знаниях психологии личности, легко заводят и поддерживают разговор и, главное, обладают навыками психологического воздействия на личность любого человека. Миссионеры сканируют потенциальную жертву, и когда отмечают, что у неё нестабильное психологическое состояние, начинают использовать приёмы влияния на сознание и поведение личности. Начиная с бомбардировки любовью, заканчивая приёмами подмены понятий религиозных убеждений.
Из-за религиозной безграмотности подобные люди оказываются в ловушке у миссионеров.
– Часто говорят ещё о религиозных фанатиках. Есть ли отличие между религиозными экстремистами и фанатиками?
– Фанатизм – это туннельность мышления и поведения человека, когда он зацикливается на каком-то убеждении или взглядах, благодаря чему у него начинают складываться свои жизненные принципы, стереотипы поведения. В этом он видит сущность своего предназначения в социальной среде. Иногда фанатизм может подтолкнуть человека к осуществлению трагичных событий. Опытные миссионеры могут обработать адепта с экстремистскими взглядами, перенаправив его в направление фанатизма. Подвести его к тем стереотипам поведения, которые необходимы для миссионеров деструктивных религиозных групп.
– Одна из бед взрослых людей – это особенности их воспитания в детстве. Это, наверное, касается всего, и работы, и личной жизни. А каким должно быть правильное религиозное воспитание в семье? На что вы обратили бы внимание родителей, чтобы их дети не стали в будущем экстремистами?
– Религиозному образованию в нашем государстве уделяется большое внимание. В школах преподают религиоведение, где обучающимся дают знания о религии в рамках светского государства, осуществляют большую профилактическую работу. В Управлениях общественного развития во всех областных центрах РК функционирует телефон доверия, где любой может проконсультироваться у опытных специалистов по тем или иным вопросам религии.
Родители должны акцентировать внимание детей на то, что мы живём в светском государстве. Светское государство – это межконфессиональное согласие всех мировых религий. Любой верующий человек должен в первую очередь осознавать свою гражданскую позицию, свою принадлежность к Казахстану, свою национальную идентичность, гордость за свою страну. Он должен воспитывать детей в духе любви к своей родине, уважительного отношения к близким и окружающим людям.
С 2013 года в стране действует горячая линия 114, куда можно обратиться по вопросам религии. Юристы, теологи, психологи круглые сутки консультируют обратившихся, а также оказывают психологическую помощь пострадавшим от деструктивной религиозной деятельности. Телефон действует на бесплатной основе. Также можно позвонить с мобильного по номеру 8 (777) 0000-114.