Прогнозы экспертов: что будет с ценами на авто в 2021 году в Казахстане?

В уходящем 2020 году рынок автомобилей в Казахстане претерпел множество изменений. Цены на подержанные машины значительно изменились, а на рынке новых авто увеличилась конкуренция с приходом новых игроков.

Наш корреспондент узнал у экспертов, как будет выглядеть авторынок страны в 2021 году и что будет с ценами на машины. Свою оценку на этот год и прогноз на будущий дали автоэксперт Арсен Шакуов и автомобильный аналитик Алексей Алексеев. Они ответили на пять ключевых вопросов.

1. Какой была ситуация в 2020 году на рынке авто?

Арсен Шакуов:

«Этот год был тяжелым для отечественного автопрома. Со стороны потребителей наблюдался высокий спрос. Потому что люди не смогли выехать за границу, и у них появились лишние деньги. И многие поняли, что можно купить автомобиль для путешествия по Казахстану».

Алексей Алексеев:

«Уходящий год был странным, потому что его начало не предвещало ничего из ряда вон выходящего. Но потом началась эпидемия, и продажи автомобилей вначале вроде бы замерли. Однако затем появился лавинообразный спрос. Это вообще было странным явлением. Потому что, казалось бы, все сидят дома и экономят деньги или копят их на лучшие времена. Но люди начали скупать недвижимость и автомобили.

Поэтому цены на новые автомобили немножко подросли, а на подержанные — подросли сильнее. Вторичный рынок автомобилей растет вслед за первичным, так как ориентируется на него, смотрит, как он себя ведет».

2. Что способствовало этой ситуации?

Арсен Шакуов:

«В течение этого года произошло много значимых событий. Так, пандемия и сокращение рабочих мест повлияли на рынок авто. Также были проблемы с армянскими машинами, на которые включили утильсбор, и цены на авто резко повысились. Кроме того, свою лепту внес скандал вокруг завода «Бипэк-авто». И еще в автосалонах наблюдался и наблюдается дефицит машин.

Помимо этого, на ситуацию повлиял выход на отечественный рынок бренда Chevrolet, который предложил казахстанцам более доступные машины и сделал рынок конкурентоспособным. А еще льготное автокредитование под четыре процента способствовало увеличению спроса на автомашины».

Алексей Алексеев:

«До эпидемии ситуация была ровная: продажи на первичном рынке постепенно росли. Потом настал карантин, и было затишье. Затем в марте дилеры начали заказывать авто на второе полугодие, но в сокращенных количествах. Но появился лавинообразный спрос, дилеры распродали свои запасы и начали продавать те авто, которые еще не доставлены.

Летом дилеры запускали рекламу в поддержку своих продаж, но оказалось, что ее и не требовалось. Потому что в дилерских центрах штат сотрудников был сокращен, люди работали только на складах. Клиенты выбирали автомобиль в Интернете и получали сразу со склада. И при таком сценарии продажи росли из месяца в месяц.

А вот автомобили марки Chevrolet, выпускаемые на заводе в Костанае, сейчас покупатели разбирают еще на стадии производства. Спрос огромный, и люди расхватывают машины как горячие пирожки. У многих дилеров с летнего периода нет машин на складах. Они думали, что ничего не будет продаваться. Но все очень хорошо раскупается. Например, люди, захотевшие купить осенью Volkswagen Touareg, получат его только в марте следующего года.

Одной из причин такого роста продаж может явиться то, что три года назад был такой же всплеск на авторынке стране. И люди, которые тогда массово покупали машины, возможно, решили обновить свои автомобили.

На ситуацию также повлияли скачки курса валют. Потому что все товары к нам приходят из-за границы и в иностранной валюте, поэтому цены на авто росли. Также в этом году некоторые автомобильные бренды стали у нас в дефиците. Поэтому это рождало некоторые колебания.

Однако основной причиной, я считаю, стало желание людей вложить свои средства в недвижимость и автомобиль. Люди захотели понять, что их средства являются чем-то осязаемым и являются какой-то ценностью».

3. Каким был бы альтернативный сценарий?

Арсен Шакуов:

«Я думаю, даже если бы не было пандемии, то вопрос с армянские машинами все равно подтолкнул бы рынок на спрос местного автопрома, то есть на новые машины казахстанской сборки».

Алексей Алексеев:

«Даже если бы не было пандемии, то продажи авто все равно бы росли. Потому что ежегодно у нас продажи растут в среднем на 15-20 процентов. И в этом году мы ожидали таких же цифр. Думаю, по итогам года продажи также вырастут, но не так сильно».

4. Почему цены на подержанные авто резко повысились с августа по октябрь?

Арсен Шакуов:

«На «вторичке» цены поднялись из-за армянских машин. Потому что в этот период закрылся рынок дешевых машин из Армении. И люди стали скупать машины по доступным ценам, чтобы сэкономить. Повысился спрос, повысились и цены.

Стоимость подержанных авто упадет только в случае глобального падения цен. Но цены пока будут держаться на том уровне, которые мы имеем на данный момент. Возможно, даже произойдет увеличение цен».

Алексей Алексеев:

«Цены на подержанные авто повысились, потому что возник дефицит новых машин. Например, люди не могли купить на первичном рынке Toyota Camry или Volkswagen Polo. Затем они пошли на «вторичку» и начали искать подобные предложения. Но не находили, потому что резко возник спрос и продавцы повысили цены на свои авто.

Цены уже не упадут, потому что тенге обесценивается, а доллар дорожает. Скорее всего, цены закрепятся на этом уровне. Но 2021 год вряд ли будет ставить рекорды по повышению цен, потому что деньги у людей тоже небезграничны. Огромные средства граждан сейчас вложены в недвижимость и автомобили, поэтому ситуация на рынке будет поспокойнее».

5. Каковы ваши прогнозы на следующий год?

Арсен Шакуов:

«Цены на автомашины вырастут на 15-20 процентов. Потому что по всему миру из-за пандемии идет сокращение работников на заводах по производству авто. То есть уменьшается производительность и увеличивается спрос.

На ситуацию может повлиять и покупательская способность казахстанцев, которая в следующем году будет стабильной и может даже увеличиться. Потому что после завершения пандемии мы почувствуем «прилив» студентов, которые будут покупать автомобили как на вторичном рынке, так и на первичном. Это также повысит спрос на авто.

Цены поднимутся однозначно, ведь уже сейчас чувствуется, как они поднимаются. К примеру, если взять Nissan Qashqai, то новую такую машину в полной комплектации сейчас можно приобрести за 12 миллионов тенге. А в следующем году, я прогнозирую, она уже будет стоить 16 миллионов тенге».

Алексей Алексеев:

«Продажи в следующем году будут расти так же постепенно, как и сейчас. Дилеры обновят свои заказы на следующий год: они не будут урезать и закажут такие же объемы, как и раньше. Продажи вырастут на 15-20 процентов.

Но такая ситуация прогнозируется, если не будет тяжелого обвала курса валют и экономики. То есть последствия этого года могут отразиться на следующем.Но я надеюсь, что такого сценария не произойдет и покупательская способность будет стабильной. Если же она не будет стабильной, то государство включит активные программы кредитования. В этом году квоту на автокредитование уже выбрали, и в следующем году деньги на эти цели выделят. Люди будут покупать по льготным условиям.

Тем не менее сейчас на первичном рынке авто идет передел собственности и интересов. В январе 2021 года откроются официальные дилеры одной из автомобильных марок. И это очень хорошая новость, потому что до этого времени были только дилеры этого бренда, а теперь откроется дистрибьютор. В целом рынок авто в Казахстане меняется, и это интересно».

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version