Военно-промышленный комплекс Российской Федерации работает на пределе своих возможностей, счситают специалисты в области военного дела. Москва направила всю свою экономику на его усиление. «Простое вливание денег не дает нужных результатов. Президент РФ Владимир Путин был не готов к тотальной изоляции страны. Западные санкции ограничивают способность России наращивать ВПК. Параллельный импорт и связи с Китаем частично компенсируют потери западного оборудования и комплектующих. Если не усиливать антироссийские санкции со временем ВПК РФ будет расти, но на данный момент производство начало испытывать проблемы», — пишут эксперты.
Российские возможности производить достаточное количество техники, боеприпасов, обмундирования для бойцов стали ограничены после введения западных санкций. Поддержка Китая оказалась значительно ниже, чем ранее предполагали в Кремле. Затяжная война не входила в планы президента России Владимира Путина. На оборону, куда входят нужды ВПК РФ, выделила треть своего бюджета в 2024 году. Но все остальные статьи экономики страдают. Однако масштабные вливания триллионов рублей в ВПК не помогают наращивать военное производство, поскольку деньги не единственное, что для этого необходимо.
В сентябре 2023 года согласно отчету Совета безопасности РФ случился пик роста ВПК. Однако в январе рост практически остановился. По оценке аналитиков из Совбеза России для дальнейшего роста Москве необходимо преодолеть несколько существенных факторов.
Дефицит кадров — один из них. Набор низкоквалифицированного персонала — не проблема для России. Вопрос остается с набором средне- и высококвалифицированных кадров. Отток россиян из страны, а также мобилизация ударили по всей российской промышленности, не только по ВПК. Руководство увеличило зарплаты в надежде на возвращение россиян и привлечение специалистов на места, но деньги не могут решить проблему отсутствия рабочих. Нехватка кадров на военно-промышленных предприятиях в среднем составляет 15-20 процентов. Вполне вероятно, что через определенное время эта проблема будет решена, поскольку Москва сильно вкладывается в профильное техническое образование и подготовку оставшихся в стране россиян. Но на данный момент дефицит кадров — один из факторов, который тормозит рост производства ВПК.
Другой проблемой остаются технические вопросы. России необходимо оборудование, которое позволит производить необходимую технику, оружие и боеприпасы. Доля собственного производства такого оборудования в РФ не превышает 32-35 процентов. Эти данные взяты из российских источников, а значит, процент может быть еще ниже. Российское импортозамещение за долгие годы так и осталось на уровне пропаганды. Китай единственная страна на сегодняшний день, которая напрямую торгует с Москвой товарами двойного назначения. Но в Совбезе РФ отмечают усложнение сотрудничества с КНР. Китайцы опасаются попасть под вторичные санкции и сокращают торговлю с Россией специализированным промышленным оборудованием.
Перед полномасштабным вторжением России в Украину 24 февраля 2022 года Кремль нарастил импорт западного промышленного оборудования. Однако его необходимо регулярно обслуживать. Даже при нормальных условиях станки требуют замены запчастей не реже одного-двух раз в год. При усиленном использовании их срок эксплуатации сокращается. Для починки требуются не только высококачественные оригинальные детали, которые Россия может с усилием приобрести с помощью параллельного импорта, но также специалисты компаний, которые эти станки продали. По понятным причинам в РФ они не поедут.
Наконец, чтобы наращивать ВПК, необходимо производить новые виды вооружения. Россия испытывала с этим большие проблемы еще до наложения на нее санкций. Танк Армата глох на параде, ЗРПК «Панцирь-С1» стреляет через раз, а «новейшие армейские средства тактической связи» оказываются переименованными китайскими радиостанциями. Новейшее вооружение требует долгих лет испытаний и работы над ошибками. Однако Россия производит старые образцы вооружений.
Пока РФ не решит насущные проблемы в ВПК, увеличения роста не будет, сколько бы денег туда не вливалось. Но со временем Москва найдет выход. Усиление контроля над введенными санкциями и новые санкции — действительно работающие средства.