В интервью «Казахстанской правде» глава ведомства, говоря о причинах разработки и принятия нового закона о масс-медиа, подчеркнула, что это была осознанная необходимость, поскольку действовавший на тот момент закон не отвечал современным реалиям и вызовам и нуждался в совершенствовании.
— Принятию закона предшествовала очень кропотливая и долгая работа. Проект разрабатывался не келейно, каждая статья обсуждалась с учетом прогрессивного международного опыта, с привлечением ведущих экспертов в области масс-медиа и, конечно же, с непосредственным участием журналистского сообщества. Все предложения коллег были услышаны и максимально учтены при разработке проекта закона, — отметила Аида Балаева.
Принятый закон, на взгляд министра, закрепляет ряд ключевых новелл, направленных на повышение статуса журналиста. В частности, установлены сроки давности, предъявляемые к материалам СМИ в один год, сокращено время рассмотрения запросов СМИ с 7 до 5 рабочих дней, создан Общественно-профессиональный совет по вопросам саморегулирования деятельности СМИ, обеспечены правовые гарантии профессиональной деятельности журналиста. Вместе с тем увеличен еженедельный объем теле-, радиопрограмм на государственном языке, уменьшена ретрансляция иностранных теле-, радиопрограмм на отечественных теле- и радиоканалах.
— Поэтому я считаю принятый закон о СМИ своевременным и прогрессивным, — сказала Аида Балаева.
Кроме того, глава ведомства озвучила свое мнение по поводу оспаривания журналистами в суде новых типовых правил их аккредитации в госорганах.
— Решение суда (суд отказал в иске — прим.) я комментировать не имею права, но уверена, что оно принималось с учётом всех доводов и аргументов сторон. Подавать в суд, будучи несогласным с нормами закона, — это цивилизованный подход, применяемый во всем мире. Тем не менее, отмечу, что при разработке и утверждении типовых правил, о которых вы говорите, были соблюдены все необходимые юридические процедуры. Эти правила нисколько не посягают на свободу слова, гарантированную нашей Конституцией. Они всего лишь регламентирует порядок аккредитации журналистов в тех или иных государственных органах или организациях. Ничего более, — сказала министр, добавив, что такие требования предъявляются для представителей СМИ во всем мире.
Глава ведомства подчеркнула, что в Казахстане зарегистрированы и работают около шести тысяч средств массовой информации, а «иск подало 12 журналистов, которые систематически критикуют не только наше ведомство, но и другие госорганы».
- Они же обвиняют государство в отсутствии свободы слова. Но их бесконечная критика, открытый хейт чиновников, да даже этот иск — не самый ли веский аргумент в пользу того, что у нас сейчас самая настоящая свобода слова? — резюмировала министр.
Напомним, в новый закон «О масс-медиа» вошли основные положения законов «О средствах массовой информации» и «О телерадиовещании», которые признаются утратившими силу.
В законе предусмотрен ряд новых положений.
Введено новое, более широкое понятие «масс-медиа», которое включает в себя не только средства массовой информации, но и интернет-ресурсы.
Предусмотрено создание Единой медиаплатформы, на которой будет реализовываться государственная информационная политика. Подробнее о законе — читайте здесь.