В Швеции, в отличие от многих европейских стран, сейчас не наблюдается нового всплеска числа заразившихся COVID-19. Отсутствие второй волны пандемии может стать новым доказательством успешности шведской «бескарантинной стратегии». Однако окончательный итог можно будет подвести только после прекращения пандемии.
На улицах шведских городов трудно заметить внешние признаки пандемии, привычные для других городов мира. Так называемая шведская модель борьбы с коронавирусной инфекцией подразумевает отказ от карантинных ограничений в расчете на выработку у населения коллективного иммунитета естественным путем.
Люди не носят масок, магазины, рестораны и учебные заведения здесь никогда не закрывались. Эта стратегия снискала как жестких критиков, так и горячих сторонников. В самой Швеции она пользуется широкой популярностью.
При этом новые санитарные правила были введены и в Швеции: здесь запрещено собираться вместе больше 50 человек, необходимо держаться друг от друга на безопасной дистанции и желательно работать из дома.
На первый взгляд, результаты шведского эксперимента неутешительны: число умерших от COVID-19 здесь значительно выше, чем в соседних Дании, Норвегии и Финляндии. Но при всем при том количество летальных случаев на душу населения здесь все равно заметно ниже, чем в некоторых европейских странах, в которых вводились самые жесткие карантинные ограничения.
Один из идеологов шведской стратегии, главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, считает, что от коронавируса полностью избавиться не удастся.
«Поэтому наша задача — удержать его под контролем. Пока нам это удается: сейчас в наших клиниках нет новых стационарных больных с ковидом, наша больничная система не перегружена. Уровень распространения инфекции вполне приемлем. И будем надеяться, что с появлением вакцины он станет еще лучше», — сказал он.
Впрочем, с точки зрения тех шведов, которым пришлось перенести болезнь, реакция властей на разрастание инфекции не выглядит убедительно.
«Я считаю, что нам нужно было быстрее признать опасность, которую несла эта инфекция», — говорит переболевшая коронавирусом Эмма Мартенссон.
Она призналась, что даже шесть месяцев спустя после того, как ей был поставлен диагноз COVID-19, она все еще жалуется на постоянную тахикардию и проблемы с дыханием.