Досрочные выборы
Серьезность гибели Раиси выходит за рамки отдельного авиационного инцидента, поскольку он рассматривался как вероятный преемник Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, здоровье которого в последнее время вызывало беспокойство. С другой стороны, существует мнение, что Раиси являлся фигурой с ограниченным влиянием. Смерть иранского президента позволила сделать предположения, что в ближайшее время в стране ничего не изменится, а другие считают, что, поскольку президентские выборы должны состояться через 50 дней, это событие может стать поворотным моментом в политической жизни Ирана.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи утвердил первого вице-президента Мохаммада Мохбера исполняющим обязанности президента страны. Конституция Ирана требует, чтобы комитет, состоящий из спикера парламента, главного судьи и первого вице-президента, подготовился к выборам нового президента в течение 50 дней.
Кабинет министров Ирана также назначил заместителя министра иностранных дел Али Багери Кани, исполняющим обязанности министра иностранных дел после смерти Хосейна Амира Абдоллахияна. Правительство Ирана объявило о создании шести комитетов по управлению государственными делами.
Иранские СМИ распространили предварительный график досрочных выборов. Ожидается, что на первом этапе регистрация кандидатов пройдет с 21 мая по 3 июня. Затем Совет стражей, в котором доминируют консерваторы, проверит претендентов. Ожидается, что после объявления утвержденных кандидатов агитационная кампания пройдет с 12 по 27 июня.
В соответствии с конституционным сроком проведения досрочных выборов, президентские выборы, как ожидается, пройдут 28 июня. Однако предварительный график, скорее всего, изменится, учитывая, что 50-дневный срок истечет в первую неделю июля.
Что ожидать?
В Иране традиционно идет политическая борьба между двумя лагерями — консерваторами и реформаторами. Реформисты считаются политиками, развернутыми в сторону Запада, более левого и центристского толка. Консерваторы, напротив, придерживаются жесткой линии в отношениях с Западом, скорее придерживаются правых взглядов, радеют за политический ислам и фундаментальные принципы, за что их зачастую называют принципалистами. Раиси был представителем консерваторов. Ранее мы писали о его судьбе.
Сегодня консервативные сторонники жесткой линии доминируют во всех ветвях власти — как выборных, так и назначаемых.
Вероятные кандидаты на президентское кресло
Первый вице-президент Мохаммед Мохбер, взявший на себя обязанности президента страны, является скорее профессиональным бюрократом, чем восходящей политической звездой.
Ему не хватает харизмы и авторитета, чтобы надолго оставаться президентом, приводит издание The Spectator мнение Джея Менса, научного сотрудника по истории и политике в Гарвардской школе Кеннеди.
В число возможных лидеров входят спикер парламента Мохаммед Багер Калибаф, бывший спикер парламента Али Лариджани и бывший министр обороны Хосейн Дехган – все они являются сторонниками жесткой линии и бывшими генералами КСИР (Корпус стражей исламской революции — элитное иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хаменеи – прим. ред.). Выделяются дипломат Саид Джалили, возглавлявший Высший совет национальной безопасности, и Алиреза Закани, который провел три десятилетия в гвардии КСИР.
Если недавние выборы в законодательные органы являются каким-либо индикатором, явка будет низкой, добавляет издание.
Кто может стать преемником Али Хаменеи
Считалось, что президент Ибрахим Раиси был непоколебимо предан 85-летнему Али Хаменеи и был неотъемлемой частью его плана по обеспечению плавной смены власти. Как считают Руэл Марк Герехт из Фонд защиты демократии и Рэй Такей из Совета по международным отношениям, внезапная смерть Раиси привела этот план в замешательство, внесла хаос в закулисную политику Ирана и может еще больше расширить возможности молодого, более радикального поколения политиков, что приведет к дальнейшим репрессиям внутри страны и агрессии за рубежом.
Мохаммад Али Шабани, редактор Amwaj.media, новостного издания, посвященного Ирану, отмечает, что «в Иране существует структура двоевластия с избранным правительством и верховным лидером». Высшая власть Хаменеи неоспорима, но президент является самым высокопоставленным избираемым должностным лицом и обладает значительным влиянием.
— Никто на самом деле не знает, какие имена являются реальными претендентами на престол, — сообщает Шабани, отмечая, что пока мало прецедентов, поскольку со дня возникновения Исламской Республики в 1979 году в стране было только два Верховных лидера.
Некоторые аналитики говорят, что смерть Раиси открывает путь сыну Хаменеи Моджтабе, когда придет время. 54-летний второй сын Верховного лидера иногда упоминается как потенциальный преемник своего отца. Важная фигура в канцелярии Верховного лидера, он считается влиятельным лицом из-за его близости к Али Хаменеи.
Внешний контур
Внешняя политика Ирана находится в ведении Высшего совета национальной безопасности и Совета по оценке целесообразности, консультативного совета при Верховном лидере. Несмотря на то, что Раиси был членом обоих органов, преобладающее влияние в обоих органах имеет КСИР, а решения принимает Верховный лидер. Исходя из этого аналитики считают, что каких-либо существенных изменений во внешней позиции Ирана в отношении как врагов в лице США, Израиля, так и союзников, в том числе России и Китая, не ожидается.
Смерть Раиси вряд ли повлияет на поддержку Тегераном так называемой «оси сопротивления» — группе сторонников Ирана на Ближнем Востоке, в которую входят ливанская «Хезболла», Исламское сопротивление в Ираке, йеменские хуситы, ХАМАС и другие организации.
Иран проведет выборы через 50 дней – на год раньше, чем могло бы быть. Изменение календаря выборов означает, что парламентские и президентские выборы отныне будут проводиться в одном и том же году. Последнее дополнительно будет согласовано с голосами Ассамблеи экспертов, совета, которому поручено контролировать деятельность верховного лидера и назначать его преемника.