Обоюдные санкции на протяжении последних лет между Россией и Западом только усиливаются. В этой ситуации ЕАЭС может быть использован инструмент, с помощью которого РФ продемонстрирует Западу свои дополнительные возможности.
Так, заместитель главы МИДа РФ Александр Панкин затронул тему о том, что в ЕАЭС рассматривается вопрос о консолидированных мерах в ответ на санкции Запада. Заявление Панкина было сделано после того, как Запад наложил санкции на Беларусь из-за посадки самолета, на борту которого находился Роман Протасевич, подозреваемый в экстремистской деятельности, направленной против Беларуси.
Власти Казахстана в данном вопросе заняли другую позицию, в отличие от России, не пожелав поддерживать союзника.
По этому вопросу выступил глава МИД РК назвав ограничение полетов политической ситуацией и заявил, что вопросы данного характера, в которых идет речь о применении коллективных мер в ответ на санкции третьих стран, не входят в компетенцию ЕАЭС.
Западные политологи так прокомментировали эту ситуацию: «Заявление Александра Панкина вполне можно рассматривать как провокацию с российской стороны. Москва, таким образом, увидела реакцию РК, который придерживается многовекторной внешней политики».
Беларусь занимает совершенно иную позиция в отношении союзнических отношений. Так, премьер-министр Беларуси Роман Головченко, надеется, что Евразийская экономическая комиссия к следующему саммиту ЕАЭС выработает и предложит ответные меры на санкции со стороны третьих стран.
В Евразийской экономической комиссии отметили, что считают правомерным вести речь о согласованном применении ответных мер в целях защиты экономических интересов Союза.
Казахстанские политологи проевропейски настроенные националисты считают, что такое решение приведет к напряжению отношений всех стран ЕАЭС с западными партнерами.