Нурлан Байжигитов отметил, что в исламской традиции предпочтительно, чтобы мужчина был женатым, особенно если он планирует взять ребенка на воспитание. Имам считает, что традиционная семья, состоящая из супружеской пары, обеспечивает более стабильную и гармоничную среду для воспитания детей.
— Семью создают мужчина и женщина. Если мужчина одинок, возникает вопрос, почему он одинок. Если он вдовец, предполагается, что ему снова нужно жениться; если он холост, также предполагается, что он должен жениться. Мужчина, не способный создать семью, не сможет воспитывать ребенка самостоятельно. Здесь нет никакой дискриминации — это законы природы, — говорит имам.
По его словам, усыновление ребенка возможно только при наличии родственных связей между мужчиной и ребенком. При этом ребенок должен попасть в полноценную семью.
— По шариату неправильно, чтобы посторонний одинокий мужчина усыновлял ребенка, если нет родственных связей, например, если он не является отцом или дядей ребенка. Также важно, чтобы мужчины устраивали свою жизнь и имели семьи. Если мужчина в зрелом возрасте остается неженатым, это вызывает вопросы. Может ли он ухаживать за ребенком, если всю жизнь прожил один? — говорит он.
По его мнению, наличие обоих родителей позволит обеспечить ребенку комплексный подход к его развитию, так как мужчины и женщины могут предложить разные виды эмоциональной поддержки и заботы.
— Если мужчина усыновляет или удочеряет ребенка, есть аспекты воспитания, которые могут быть ему неведомы. Милосердие, любовь и забота о детях часто связаны с материнским инстинктом, который присущ женщинам. За каждым успешным мужчиной, как правило, стоит женщина, поддерживающая семейный очаг. Рождение детей и наличие материнского инстинкта — это преимущественно женская способность. Мужчина обеспечивает, защищает и воспитывает ребенка, но ту особенную заботу и ласку дает именно женщина. Усыновление — это большая ответственность, которая включает в себя не только физическое обеспечение, но и эмоциональную поддержку. Особое внимание следует уделять вопросам, таким как уход за девочками, что требует дополнительных знаний и чувствительности, — отмечает имам.
Ранее заключение Конституционного суда прокомментировала Уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева и общественный деятель и многодетный отец Нуркен Халыкберген.
Напомним, ранее Конституционный суд признал одно из положений Кодекса о браке и семье, согласно которому мужчины не могут быть усыновителями за исключением особых случаев, не соответствующим Конституции после обращения гражданин, который считает указанную норму, дискриминационной. Он обратил внимание суда на то, что для женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, подобный запрет не установлен.
По результатам проверки Конституционный Суд отметил, что в целом сам подход законодателя по определению условий и установлению ограничений права на усыновление согласуется с конституционно определенной задачей защиты государством детства и принятыми обязательствами наилучшего обеспечения интересов детей, а также соответствует статье 39 Конституции о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами в определенных целях.
Вместе с тем, устанавливаемые законодателем ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка, должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности, исходя из прав и интересов детей.
Конституционный Суд указал, что следует исходить из интересов ребенка, нуждающегося в защите своих прав и интересов, и руководствоваться конституционно определенной задачей защиты брака и семьи, материнства, отцовства и детства.