О том, что плотина разрушается, известно давно. Проседать она начала ещё в 2006 году. В тот раз ремонт провели собственными силами, но спустя 10 лет промоины снова начали появляться.
Около пяти лет назад сторонний подрядчик должен был провести работы по укреплению дамбы, верхового откоса, установить противофильтрационную стенку, провести бетонирование подводной части верхового откоса и построить дренажную канаву. Свои обязательства он не выполнил, но серьезного наказания не понес.
— Работа была выполнена некачественно, нужного эффекта это не дало. Мы ведём судебные разбирательства с подрядчиком. Основная проблема, которую необходимо поднимать на республиканском уровне — несовершенство закона о государственных закупках. За некачественное исполнение договорных обязательств подрядчики не несут никакого серьезного наказания, кроме как признание их недобросовестными. Однако после перерегистрации они продолжают выходить на тендеры. Помимо этого, есть немало спорных моментов, требующих тщательного пересмотра, — заявило руководство канала имени Сатпаева.
Сейчас главной проблемой для плотины стал волновой эффект.
— Волновой эффект размывает плотину, поэтому мы следим, регулярно производим подсыпку, укрепляем, держим на контроле вопрос. В этом году паводка скорее всего не будет. Когда он приходит, мы его ловим и аккумулируем в наших гидроузлах. Летом идут большие потери воды за счет жары, — объяснил начальник павлодарского управления эксплуатации канала имени Каныша Сатпаева Владимир Егер.
Накануне на стратегическом объекте побывали аманатовцы, они пообещали не оставлять ситуацию без внимания.
— Из республиканского бюджета выделены значительные средства на реализацию капитального ремонта плотины, соответственно, партией ведётся контроль как за целевым использованием средств, так и за качеством исполняемых работ, — сказал руководитель комиссии партийного контроля областного филиала партии AMANAT Олег Костенко.
Канал Сатпаева — уникальное гидросооружение. Насосные станции постоянно качают воду, поднимая ее больше, чем на 400 метров. Канал обеспечивает водой города, села и промышленные объекты в Павлодарской, Карагандинской и Акмолинской областях. Большая часть канала — около 300 километров — находится на территории именно Павлодарской области. Объект уникальный, если что случится, на себе это ощутят десятки тысяч казахстанцев.
Строительство канала «Иртыш-Караганда» началось в 1962 году. Путь естественному потоку воды был перекрыт, и теперь государство компенсирует то, что жители окрестных сел лишены естественного разлива. Чтобы строительство канала не привело к экологической катастрофе, был предусмотрен компенсационный сброс воды.
Канал эксплуатируется больше 50 лет, но объект остро нуждается в реконструкции. В 2011 году предприятие лишили самостоятельного статуса, сделав его филиалом «Казводхоза».
Однако количество проблем после этого не уменьшилось. Более того, как филиал «Казводхоза» канал должен участвовать в погашении кредитов ни к Павлодарской, ни к Карагандинской области отношения не имеющих. Это миллиарды тенге, которые уходят на проекты по строительству мелиоративных систем на юге страны.
К состоянию оборудования и необходимости модернизации последние годы пытался привлечь внимание павлодарец Леонид Баталов, один из первостроителей гидротехнического сооружения. Он до самой смерти искренне переживал за родное предприятие и считал, что, если ничего не изменится, лет через пять казахстанцы потеряют уникальный канал. Многие проблемы могло бы привлечь придание статуса самостоятельного юридического лица.
Напомним, в январе 2024 года о разрушающейся плотине на канале имени Сатпаева высказался сенатор Ернур Айткенов. Он заявил, что сейчас канал находится в плохом техническом состоянии и требует реконструкции, а недоработки могут привести к аварии и разрыву технологической цепи каскада сооружений.
При этом канал имеет важное значение не только для павлодарцев, но и для жителей столицы. Прошлым летом Касым-Жомарт Токаев поручил построить водовод от канала имени Сатпаева до границ Астаны.