Немного истории
Миллионы лет назад на территории Павлодарской области был совершенно иной климат. Здесь обитали животные, которых теперь можно встретить на территории современной Африки. Бродили жирафы, носороги-хилотерии, гиппарионы и саблезубые кошки.
Памятник «Гусиный перелет» был открыт в начале прошлого века. Ученые обнаружили на берегу Иртыша кости 60 видов древних животных. В том числе — 20 оленей, 40 жирафов, 130 носорогов, 200 гипаринов.
— Дойдя до места, носившего тогда название «Гусиный перелет» или «Разгуляй», я увидел на бечевнике, частью в воде, белые куски костей млекопитающих, зубы… Сомнений не могло быть — это был зуб жирафа! Осмотревшись, я увидел, что берег на протяжении метров двадцати усыпан обломками костей, челюстей и разрозненными зубами млекопитающих… Жираф, носорог, небольшая лошадь с очень извилистым рисунком тонкой эмали на коренных зубах, какие-то гиенообразные хищники легко устанавливались при самом беглом взгляде на это скопление. Сомнений быть не могло: передо мной кладбище «пикермийской фауны», иначе «фауны гиппариона». Я был так поражен находкой, притом — на берегу в самом городе, где геологи бывают ежегодно, что даже растерялся, — писал исследователь Юрий Орлов, открывший памятник в 1928 году.
Большую часть находок еще в советское время вывезли вагонами в Москву и Алматы — около 16 тонн древних костей. Но это не значит, что сейчас «Гусиный перелет» уже никому не интересен.
Облагородили
Павлодарская «Гусинка» — не просто памятник республиканского значения, а эталонный памятник неогеновой фауны. Именно по находкам, сделанным на территории Павлодарской области, во всем мире ведется сравнение всех ныне изученных захоронений вымерших животных этого периода.
С 1971 года «Гусиный перелет» входит в число охраняемых территорий как палеонтологический памятник природы. В 2001 году он получил статус памятника республиканского значения.
Несмотря на это, много лет берег в крайне плачевном состоянии. Территория памятника была засыпана строительным мусором и бутылками. На памятник природы с мировым именем это место было мало похоже.
Около шести лет назад «Гусиный перелет» стал частью новой павлодарской набережной. Территорию облагородили, выложили дорожки из камня и установили 12 фигур древних животных, чьи кости находили здесь в ходе раскопок. Это гиппарионовые лошади, мастодонт, жираф палеотрагус, саблезубая кошка, древние гиены и носорог-хилотерий.
Павлодарцы первое время даже жаловались, что фигуры странные: уши у слона какие-то слишком уж маленькие. Но все становится на свои места, если вспомнить, что перед нами не современный слон, а древний мастодонт.
Увы, сейчас фигуры выглядят сильно потрепанными, краска облупилась.
Как сохранить памятник
Сейчас павлодарские общественники, экологи, архитекторы и археологи объединились, чтобы обратить внимание на состояние памятника. Дело в том, что каждый год часть костеносного слоя смывает река, человеческий фактор тоже влияет. К примеру, многие горожане не могут удержаться от того, чтобы спуститься вниз к обрыву и попытаться выкопать пару косточек на память. Другие бросают в обрыв мусор.
При этом памятник до сих пор не утратил своего научного значения. Нельзя сказать, что все кости древних животных извлекли еще в советское время. Костеностные слои есть и уходят вглубь, почти до границы жилой застройки. Кстати, ближайший жилой дом стоит всего в 80 метрах от берега.
— Исследование проводилось, костеносные слои выявлены, они уходят вглубь, в обрыв. Памятник сохранил свою научную ценность и нуждается в сохранении. Это могут разные способы и формы, при которых памятник перестал бы разрушаться. Однако сохранять его нужно, учитывая множество нюансов. Во-первых, он находится в черте города, доступен для туристов, для широкой аудитории. Поэтому лучше выбрать тот способ сохранения, при котором на этом месте находилась бы какая-то действующая экспозиция, например, были видны элементы раскопов. Будет правильно, если памятник не станет только лишь объектом научного изучения, а останется доступным для общественности. К сожалению, сейчас уникальный объект разрушается, и антропогенный фактор тоже имеет место, — говорит Валентина Алиясова, заместитель председателя правления РОО «QazaqGeography».
Одно из возможных архитектурных решений, которое могло бы сохранить памятник, — возвести опорную стену со стороны реки. Также общественники предлагают ограничить горожанам доступ к самому обрыву. Не отбирать часть набережной и не закрывать все глухим забором, но все же принять меры: не разрешать павлодарцам спускаться в обрыв.
Сейчас территория памятника не превышает 2,9 гектаров, интерес представляет участок длиной 400 метров и 50-80 метров в ширину.
— В качестве экстренной меры инженерного плана необходимо заняться берегоукреплением со стороны воды. Не секрет, что правобережье подвержено воздействию сильного течения Иртыша. Это угрожает памятнику, обнажается костеносный слой. Суглинок, естественно, не может противостоять воздействию воды, осадкам, ветру, перепадам температур. Даже циклы размораживания и замораживания самого массива несут разрушительный эффект. Недавно, побродив пару часов по берегу, я обнаружил, что там образовались расщелины в 10-12 метров. Уже не получится оставить ситуацию как есть и ждать, что все обойдется. Я считаю, для сохранения памятника можно применить метод искусственной подпорной стены, и есть такие знаменитые шпунты Ларсена, которые в принципе применяются в речных причальных решениях. Это не инновация, такая технология используется при строительстве котлованов, подпирающих стен во время метростроя. Главная проблема — стоимость. 400 метров стены будет дублировать саму береговую линию, потому что локально возводить — участками, а на что-то закрывать глаза не получится. Плюс, выбирая технологию, нужно учесть подъем уровня воды в Иртыше во время паводков, — поделился своим мнением архитектор Нурлан Набиев.
Другая проблема, которая вызывает опасения специалистов — грунтовые воды.
— Существует сильный подпор грунтовых вод, что плохо. Могут образоваться линзовые камеры: такая пульпа из воды в виде мешка, объемом несколько кубических метров, и она накапливается, пока не произойдет выхлоп наружу, — отмечает архитектор.
Однако прежде, чем сооружать стены или как-то иначе оградить памятник от внешнего воздействия, нужно согласовать все с профильными ведомствами. Сейчас государственный памятник природы «Гусиный перелет» находится в ведении комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов.
Сначала придется доказать целесообразность проведения работ, согласовать с министерством и другими госорганами на уровне республики, так как это охраняемая территория. Затем предстоит согласовать все на уровне области, города, и найти спонсоров. Для бюджета региона подобный проект будет слишком большим финансовым бременем.
Также общественники рассчитывают не просто сохранить памятник, но и привлечь к нему больше внимания, в результате создав точку притяжения для туристов.
Павлодарский эколог Марина Регатунова считает, что памятник должен быть вписан в городскую среду, при этом люди должны осознавать уникальность этой территории. Если работы по сохранению памятника все же начнутся, экологи проследят, чтобы те не нанесли вред окружающей среде.
— Этим вопросом надо было заняться давно. Сейчас собралась инициативная группа неравнодушных людей, чтобы обратить внимание на проблему. Это археологи, архитекторы, экологи, гидрогеологи, проектировщики, представители туристической сферы: те, кто имеет опыт и знания. Однако нужно понимать, насколько это сложная работа: существует очень много нюансов в плане гидрогеологии, движения подземных вод, археологии. Также заросший берег нужно очистить. В туристическом плане тоже нужны решения, все-таки это памятник не областного и даже не республиканского значения, а мирового. Как экологии мы должны проследить, чтобы предложенные проектные решения не нарушали естественное экологическое состояние, чтобы не появлялись коммуникации, которые могут в дальнейшем навредить природе, — считает член областной комиссии по экологии, руководитель корпоративного фонда НПО «Республиканский центр экологических технологий» Марина Регатунова.
Большое внимание проблеме уделяют и общественники из павлодарского «Дома географии». Руководитель организации Александр Вервекин считает, что мер по сохранению памятника под открытым небом сейчас принимается недостаточно.
Поручение президента
Напомним, чуть больше полутора лет назад о важности сохранения уникального памятника в Павлодаре — «Гусиного перелета» — заявил Президент Касым-Жомарт Токаев.
— Визитная карточка Павлодара — самая протяженная в Казахстане набережная. Это не только место отдыха, но и центр культурной жизни города. Подобных притягательных точек должно быть больше. Особенность местной набережной — нетронутый участок берега, где расположено крупнейшее в мире скопление останков неогеновых животных «Гусиный перелет». Важно сохранить этот уникальный по мировым меркам палеонтологический памятник. Такие объекты укрепят символический капитал города и привлекут поток туристов, — отметил Президент.