Из 1,1 млн человек, работающих в сельском хозяйстве, более половины являются самозанятыми. Их зарплата почти в два раза ниже средней по стране.
— Это свидетельствует о высоком уровне неформальной занятости и низком уровне социальной защиты сельских работников, — сказала С. Жакыпова.
Минтруда совместно с научным сообществом и Минсельхозом провело кадастр земель и сформировало методику учета климатических особенностей и почвы регионов за последние 20 лет.
— С помощью этих моделей мы дали конкретные рекомендации для каждой локации. Главной особенностью является стандартизация всех механизированных работ, что позволяет отслеживать реальную занятость на селе, — сообщил министр труда.
Таким образом, было разработано три вида работ — сезонные, вахтовые и мобильные. В рамках этих реформ уже ведутся работы по повышению квалификации молодежи — было обучено 10 тысяч человек.
Более 200 тысяч сельчан переехали в города, и не так много желающих оставаться в аулах. При этом программы переселения с юга на север активно не действуют — в северные регионы едут неквалифицированные работники без опыта.
— Мы должны вести пропаганду чтобы безработные квалифицированные специалисты переселялись с юга на север, — подчеркнула министр.