Эксперт в области радикального ислама в странах Центральной Азии Икбалжан Мирсайитов исследует проблему радикализации с 1990-х годов. В одном из своих интервью он рассказал том, какие существует ли риск возвращения из Сирии и Ирака.
“Представьте себе ребенка войны, их еще называют «детьми джихада»: они видели насилие и, возможно, ходили с оружием в руках. И вот он возвращается на родину, в школу. Тут нужно и с учителем работать, и с родителями [других] учеников. Это огромный труд”, — говорит эксперт.
Он также считает, что у родителей есть все основания опасаться присутствия рядом с их детьми, “детей джихада”.
“Недавно мне одна из журналисток говорила, что она против того, чтобы вместе с ее ребенком учился ребенок бывшего террориста или экстремиста, потому что она боится. Ее опасениям действительно есть место”, — утверждает Мирсайитов.
Однако он предупреждает, что изоляция ведет к еще большей радикализации и считает, что необходимо принять все меры для социализации этих детей.
“Но изоляция еще больше ведет к радикализации, — наоборот, тут нужно выводить из изоляции, из самоизоляции. То же касается и возвращенных женщин. По женщине сразу видно: раскаялась она или нет. Видно, когда [ее] действительно путем обмана или каких-то манипуляций увезли в те места, а когда сама выехала. Очень тяжело, но нужно работать”, говорит эксперт.