Глава ядерного центра отметил, что от АЭС никакого вреда не будет, поскольку предлагается строительство реактора поколения III и III+. По его словам, первые атомные электростанции, которые строились в 50-60-х годах, имели минимальные системы безопасности.
— Ядерные источники делятся на так называемые поколения. Первое поколение — это ядерные реакторы, которые строились для того, чтобы продемонстрировать возможность преобразования ядерной энергии в электрическую, там, естественно, уровень безопасности очень низкий. Второе поколение сосредоточилось на повышении эффективности этого преобразования и увеличении продолжительности работы. Главной задачей было увеличение длительности этой генерации. Здесь вопрос безопасности также оставлял желать лучшего, — сказал он.
Он отметил, что после крупнейших аварий на Чернобыльской и Три-Майл-Айлендских АЭС ученые со всего мира пришли к выводу о необходимости пересмотра подходов к разработке и эксплуатации атомных станций. В центре внимания оказалась безопасность: были тщательно проанализированы все инциденты и аварии, проведена модернизация существующих реакторов и внесены значительные изменения в проектирование новых атомных электростанций.
— Так возникли реакторы третьего поколения — поколение III и III+, в котором вопросы безопасности решены на новом уровне. Реакторы этого поколения оснащены как активными, так и пассивными системами безопасности, которые обеспечивают защиту независимо от действий оператора. Они обладают внутренней обратной связью, которая автоматически корректирует любые отклонения от нормального функционирования, возвращая систему в безопасное состояние, — добавил эксперт.
Он также прокомментировал потенциальное влияние атомной электростанции на озеро Балхаш. По его словам, станция будет потреблять 63 миллиона кубометров воды в год, что составляет лишь 0,3% от общего объема естественного испарения с поверхности Балхаша. Вода будет использоваться исключительно для охлаждения градирен, поскольку основные контуры системы замкнуты и циркулируют воду по кругу.
— Если посмотреть, как работает АЭС, то у станции имеется два контура. Первый контур — охлаждающий реактор — полностью замкнут и не берет воду из Балхаша, используется специально подготовленная очищенная вода с определенным химическим балансом. Второй контур, где образуется пар, также имеет свой собственный водно-химический баланс и не соединен с водоемом. Таким образом, вода из Балхаша будет использоваться лишь для охлаждения градирен, где пар испаряется и конденсируется обратно в воду. При строительстве АЭС мощностью 2,4 ГВт на территории Балхаша потери воды составят всего 0,3% от общего объема испарения. Это очень мало, — отметил Эрлан Батырбеков.
Эрлан Батырбеков также подчеркнул, что АЭС в Казахстане способна выдержать 8-балльное землетрясение, наводнения и ураган мощностью 56 метров в секунду.
Кроме того, глава Национального ядерного центра добавил, что сегодня рассматриваются четыре проекта компаний из Китая, Кореи, России и Франции.