Площадь убранных зерновых — более 4,1 млн гектар, что составляет 96,4% от посеянных земель. Намолотили уже более 5,4 млн тонн зерна со средней урожайностью 13,2 центнеров с гектара.
Зерновые на финише, масличные — еще в процессе уборки
Уборочная кампания стартовала в этом году во второй половине августа. Дождливый период, который начался с конца лета и продолжился до начала осени сбили темп работ, но после установилась более благоприятная погода, что позволило продолжить деятельность. Как рассказал специалист управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Кенже Жумандыков, зерновые в регионе уже почти убрали. Остались только масличные культуры, которые в силу своей особенности созревают позже. По последним данным, они убраны с площади более 259 тыс гектар или 37,5% от общего числа посевов. Всего было посеяно 691 тыс гектар. Собрано более 172,3 тыс тонн масло семян, урожайность в среднем составила 6,6 центнеров с гектара.
— Более поздняя уборка масличных еще зависит от того, что сельхозформирования стараются убрать в первую очередь зерновые, а потом уже все остальное, — пояснил спикер.
Все зерно сдается в хлебоприемные пункты или сохраняется на складах. Проблем не возникло в этом году и с сушильными аппаратами: на балансе сегодня числится 433 сушильных агрегата с общей мощностью 190,5 тонн в сутки.
— Плюс ко всему, в области имеются емкости для хранения зерна общим объемом 8,3 млн тонн, где 3 млн тонн на элеваторах (хлебоприемных предприятиях) и 5,3 млн тонн — складские помещения. С сушилками в этом году проблем не было, в отличие от прошлого сезона, когда выпало много осадков, — рассказал специалист.
Что касается дефицита ГСМ — то вопросов в этом году не возникло тоже: со стороны государства выделили 83 тыс тонн с ценой 250 тенге за литр. Нехватки топливного продукта не было, нюанс возник в другом — некоторым фермерам нечем было платить за покупку топлива.
— Сельхозформирования получили свой объем согласно графику. Возникали ситуации, когда у сельхозформирований не было денежных средств на покупку, из-за сложной экономической ситуации прошлогодней уборки, — заявил спикер.
Что касается планов на следующий год — то концепция будет ясной только в декабре. Кенже Жумандыков отмечает, что во многом все зависит от запросов рынка и того багажа, с которым фермеры намерены вступить в следующую посевную кампанию.
Что говорят об уборке местные аграрии?
Большой разнобой конечных результатов уборочной кампании отмечает председатель ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области и по совместительству фермер Александр Бородин. Как пояснил спикер в интервью корреспонденту агентства, итоги этого года для каждого сельхозпредприятия разные.
— В этом году сильный разбег по итогам. У одного фермера урожайность составила 35-40 центнеров с гектара, а у другого — 3-5 центнеров. Здесь сыграли и осадки обильные, отсутствие солнечной радиации. Это все сыграло на качестве зерна — культура нежилась, она не созревала и по итогу, не накопила нужную клейковину. Поэтому получилось некачественное зерно. Далее следует еще один губительный фактор — это бурая ржавчина, которая возникала за счет обильных осадков. Кто не обработал поля, тот потерпел сильные убытки по итогу. Ржавчина «съела» стебель и зерно просто не успело налиться, питательные вещества не попали в колос и урожай стал щуплым, — рассказал спикер.
Урожайность пострадала от отсутствия (или частичной) фунгицидной обработки. Те фермеры, которые смогли обработать поля по несколько раз — выиграли ситуацию, в отличии от тех, кто этого не сделал.
— Такие фермеры получили урожайность за 35 центнеров с гектар. Поэтому в этом году, обвинять природу, погоду не стоит — ответственность за урожай лежит на фермерах, нам всем надо было обработать поля. Но, здесь играет роль и финансовые составляющие. Опять же не у всех аграриев была возможность заплатить за химпрополку. Поэтому мы поднимаем снова и снова вопрос о субсидировании гербицидов, — подчеркнул аграрий.
По словам Александра Бородина, фермеры области отмечают слабое качество зерна — а именно, ему дают четвертый класс.
— Сегодня этот класс зерна закупается по 50-55 тыс тенге за тонну представителями Афганистана. Конечно, это сказывается на прибыли, точнее убытках, которые несут местные фермеры. Многие в замешательстве — сейчас наступает время погашения кредитов и аграрии не знают что делать, — отметил А. Бородин.
Отсюда следует и другая «головная боль» для руководителя крестьянского хозяйства — отсутствие сбыта и закупочной цены. В данный момент местные мельницы не закупают зерно, а Афганистан не берет зерно третьего класса, ограничиваясь только четвертым.
— Я разговаривал с мельниками, они говорят что нет закупа, так как нет движения. Все говорят, что надо подождать. Плюс ко всему есть риск, что может открыться экспорт из России (на данный момент введен запрет – прим. автора), и тогда мукомольные предприятия точно будут закупать более дешевый вариант оттуда, — рассказал фермер.
Что касается Продкорпорации, то компания объявила, цену 85 тыс. тенге за тонну зерна третьего класса с клейковиной 27, а если клейковина выше этого порога — готовы закупить за 105 тыс. тенге. На четвертый же класс цены никто не дает.
— Мы как сельхозтоваропроизводители предлагаем цену за «четверку», хотя бы 75-80 тыс. тенге, что фермеры немного могли окупиться и поправить свое экономическое положение. Сейчас Продкорпорация ведет закуп, но только в счет долгов по форварду с некоторыми изменениями в правилах: в прошлом году можно было вернуть деньгами или зерном, в этом году — принимается только зерно, — пояснил Александр Бородин.
Стоит отметить, что популярность четвертого класса зерна нисколько не ниже, чем третьего. Продукт также активно используется на мельницах для помола муки. Но, сбыта пока нет — мельницы не могут рисковать, чтобы не допустить перелимит муки на предприятиях, остальные ответственные организации находятся в состоянии «покоя». У сторон есть только надежда на конец года, когда окончательная картина станет более менее четкой и понятной.
Ранее министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров отчитался перед Президентом о ходе уборки урожая.