Фактически последние прогнозы по эффекту пандемии в разы превышают реальный экономический спад по итогам глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик высказалась о влиянии коронакризиса на мировую и казахстанскую экономику.
Как отметила эксперт, угроза распространения второй волны коронавирусной инфекции формирует крайне негативные условия для восстановления глобальной экономики. Макроэкономический прогноз Fitch показывает, что по итогам II квартала мировой ВВП снизился на 8,9 процента, в то время как по итогам I полугодия 2020 года спад составил 10 процентов.
Согласно прогнозам Конференции ООН по торговле и развитию, спад в мировой экономике вследствие пандемии составит в текущем году более 4 процентов. Так, речь идет о том, что по итогам 2020 года мировая торговля сократится примерно на одну пятую, объемы прямых иностранных инвестиций упадут на 40 процентов, а денежные переводы — более чем на 100 миллиардов долларов.
Еще менее оптимистичны, по словам Пархомчик, аналитики Всемирного банка, которые прогнозируют, что падение мирового ВВП в 2020 году стоит ожидать на уровне от 5 до 7,1 процента. Схожие ожидания высказывает и Организация экономического сотрудничества и развития, которая оценивает уровень падения мирового ВВП по итогам года на 6 процентов, а в случае второй волны коронавируса — на 7,6 процента.
«Фактически последние прогнозы по эффекту пандемии в разы превышают реальный экономический спад по итогам глобального финансового кризиса 2008-2009 годов.
Эксперты сходятся во мнении, что наиболее глубокое падение объемов производства произойдет именно в развитых странах. При этом показатели снижения ВВП будет исчисляться двузначными цифрами. Наиболее показательным в этом отношении является пример США. По данным Бюро экономического анализа при Министерстве торговли США, во II квартале ВВП США сократился на 33 процента в пересчете на годовые темпы.
В то же время локомотивы экономики Европы в лице Германии и Франции пережили падение ВВП по итогам II квартала 2020 года на рекордные 10,1 процента и 13,8 процента, соответственно. Учитывая, что европейские государства вновь оказались в зоне ухудшающейся эпидемиологической обстановки, итоги II полугодия 2020 года могут оказаться еще более драматичными с точки зрения темпов роста ВВП», — отметила эксперт ИМЭП.
Коронакризисная реальность спровоцировала серьезное ухудшение социально-экономической обстановки в развивающихся странах, считает Лидия Пархомчик.
Именно страны развивающегося мира столкнутся с проблемой роста уровня нищеты и обеспечения продовольственной безопасности. Особые опасения в данном отношении вызывают страны Латинской Америки.
По оценкам ОЭСР, последствия пандемии COVID-19 нанесут ущерб мировой экономике в размере 7 триллионов долларов к 2021 году. Если же говорить о более долгосрочных прогнозах, то к 2025 году потери мировой экономики, вызванные коронакризисом, могут составить порядка 35 триллионов долларов.
Оценивая текущую экономическую ситуацию, эксперты в первую очередь задаются вопросом, приведет ли пандемия к L-образной стагнации мировой экономики. Нужно отметить, что хотя прогнозы на 2021 год предполагают рост макроэкономических показателей, темпы восстановления экономической активности не будут экспоненциальными.
«МВФ ожидает, что в 2021 году мировая экономика вырастет на 5,4 процента, тогда как в ОЭСР озвучивают цифру в 5 процентов. Однако ситуация может существенно измениться в случае второй волны коронавируса.
Для того чтобы вернуться к показателям допандемийного периода, мировой экономике может потребоваться не меньше 5 лет. При этом восстановление будет неравномерным, что лишь усугубит глобальное неравенство доходов. Так, аналитики Fitch прогнозируют, что при условии отсутствия новых общенациональных карантинов докризисный уровень ВВП восстановится в США до конца 2021 года, а в странах Европы — до конца 2022 года», — отметила она.
Негативные последствия вспышки COVID-19 ощутит на себе и экономика Казахстана, считает эксперт. Согласно прогнозам Национального банка, в текущем году ВВП республики сократится на 2,0-2,3 процента. В случае стабилизации эпидемиологической обстановки и улучшения внешней конъюнктуры темпы экономического роста восстановятся до 3,5-3,8 процента в 2021 году.
«Поступательный рост экономики в 2021-2025 годах ожидается и в соответствии с разработанными правительством Казахстана сценариями развития экономической активности в стране. Так, среднегодовой рост ВВП при базовом сценарии составит 4,0 процента, при оптимистическом сценарии — 4,5 и 3,0 процента — при пессимистическом.
Подобные прогнозы выстраиваются исходя из сохраняющегося тренда на рост ряда показателей в реальном секторе экономики. Несмотря на то что за январь — август 2020 года ВВП Казахстана сократился на 3 процента, производство товаров выросло на 1,7 процента. Наибольший рост был отмечен в строительстве (6,5 процента), сельском хозяйстве (4,9 процента) и обрабатывающей промышленности (3,3 процента).
Не вызывает сомнений тот факт, что последствия пандемии коронавирусной инфекции окажут на мировую экономику пролонгированный эффект.
Несмотря на то что существует вероятность продолжения рецессии в конце 2021 — начале 2022 года, в целом ожидается, что курс на восстановление станет более очевиден с начала следующего года», — заключила Лидия Пархомчик.