Парламент Кыргызстана (Жогорку Кенеш) сегодня принял законопроект об «иноагентах» на первом чтении без предварительных дебатов. Этот закон предусматривает ужесточение ответственности за деяния некоммерческих организаций (НКО) и их сотрудников.
Депутат Гуля Кожокулова из фракции «Бүтүн Кыргызстан» выступила против этого законопроекта, считая его концепцию опасной. Она указала, что законопроект предполагает введение уголовной ответственности сроком до 10 лет «за участие в деятельности НКО». Кожокулова также отметила, что существующее законодательство уже предусматривает предоставление отчетности со стороны НКО и средства контроля над их деятельностью.
Предложение принять законопроект без обсуждения внес спикер Нурланбек Шакиев. Он выразил свою поддержку законопроекту и утверждал, что после встреч с представителями международных организаций и послами разных стран, законопроект «поможет обеспечить прозрачность деятельности НКО».
Итоговое голосование подтвердило поддержку законопроекта со стороны 52 депутатов, в то время как 7 выступили против.
Законопроект об «иноагентах» был внесен в Жогорку Кенеш в мае текущего года. Этот законопроект предлагает внести изменения в законы о НКО и Уголовный кодекс и приравнивать некоммерческие организации, получающие зарубежное финансирование и занимающиеся политической деятельностью, к «иностранным представителям». Такие НКО будут обязаны предоставлять дополнительные отчеты и могут подвергаться неплановым проверкам.
Законопроект также вводит статью 200-1 в Уголовный кодекс, которая предусматривает наказание в виде штрафов и лишения свободы для лиц, занимающихся активной деятельностью или пропагандой подобных организаций.
Главный инициатор законопроекта, депутат Надира Нарматова, утверждает, что эта инициатива не представляет угрозы свободе слова и демократии, а скорее направлена на ужесточение контроля за некоммерческими организациями ради интересов безопасности и целостности государства. Многие эксперты, однако, опасаются, что закон может привести к закрытию правозащитных организаций и независимых СМИ, как это произошло в России.