Кооперация стран Центральной Азии невыгодна Москве, мнение экспертов

В 2018 году произошли качественные изменения в отношениях стран Центральной Азии, 15 марта этого года в Нур-Султане впервые за 13 лет за одним столом состоялась встреча лидеров стран данного региона
В 2018 году произошли качественные изменения в отношениях стран Центральной Азии, 15 марта этого года в Нур-Султане впервые за 13 лет за одним столом состоялась встреча лидеров стран данного региона

Казахстан – последовательный приверженец идеи поиска точек соприкосновения, общего интереса. С того момента как РК обрел независимость одной из важных целей руководства страны было построить дружественные и взаимовыгодные отношения с остальными странами, которые находятся в центральноазиатском регионе. Остальные государства Центральной Азии после распада СССР и обретения независимости также желали наладить интеграционные процессы в регионе и предпринимали попытки к более тесному сотрудничеству. Одним из примеров о попытке более тесного сотрудничества может послужить создание Центрально-Азиатского экономического сообщества и организации «Центрально-Азиатское сотрудничество», которые просуществовали с 2002 года по 2005 год. Однако, страны ЦА так и не смогли добиться цели о полноценной региональной интеграции.

«Есть ряд причин, из-за которых государства ЦА не смогли в тот момент наладить более тесное сотрудничество. Одной из таких причин является Россия, которая всеми силами старалась этого не допустить. Например, РФ в 2004 году вступила в состав организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» этим вступлением Россия развалила данную организацию и создала новую – ЕАЭС, координируемый Москвой. Москва сделала это с одной целью, чтобы иметь влияния и контроль в центральноазиатском регионе. На сегодняшний день Москва все так же хочет иметь влияния на данный регион, поэтому кооперация стран Центральной Азии явно не входит в планы Кремля. Ведь укрепление сотрудничества между странами из ЦА без участия России, затруднит для Москвы или вовсе лишит ее возможности оказывать воздействия на регион в политическом, экономическом, социальном планах и т.д.», — пишут западные политологи.

В 2018 году произошли качественные изменения в отношениях стран Центральной Азии, 15 марта этого года в Нур-Султане впервые за 13 лет за одним столом состоялась встреча лидеров стран данного региона

В 2018 году произошли качественные изменения в отношениях стран Центральной Азии, 15 марта этого года в Нур-Султане впервые за 13 лет за одним столом состоялась встреча лидеров стран данного региона.

Руководители пяти центральноазиатских государств хотят научиться работать в региональном формате для того чтобы самостоятельно решать вопросы ЦА, и повысить значимость региона на мировой арене. В этом же году Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ) опубликовал статью, указывающую на то, что приоритеты внешней политики правительства начинают меняться. Речь шла о том, что казахстанское руководство видит будущее страны в развитии региональной интеграции, а членство РК в ЕАЭС постепенно отходит на второй план.

В 2019 году состоялась вторая встреча глав государств Центральной Азии. В этот раз местом проведения был выбран Ташкент. Как тогда отметили эксперты, а также участники в Ташкенте была необычайно конструктивная атмосфера саммита. Ничего подобного регион не знал со времени распада СССР. Также в ходе данного саммита была утверждено проводить подобные встречи раз в год.

Одной из перспектив региона главы государств ЦА видят в формировании множественного поля геоэкономических проектов, которые бы давали возможность для более лучшего отстаивания и продвижения националистических позиций в переговорах с другими странами. Также важно, чтобы регион не просто кооперировался, но и чтобы наращивал связи с развитыми, преимущественно западными странами – источником инноваций, технологий, инвестиций.

Поэтому как для Казахстана, так и для всех остальных государств из ЦА будет выгоднее дистанцироваться от России, поскольку высшее российское руководство поддерживает видение многополярного мира, в котором каждый крупный глобальный субъект имеет собственную сферу влияния – свою «зону влияния», где он определяет правила игры.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version