Спикер подчеркнул, что рост курса доллара на KASE во многом обусловлен сезонным спросом на иностранную валюту, связанным с освоением бюджетных и квазигосударственных средств. Это, в свою очередь, стимулирует инвестиционную и потребительскую активность в импорте товаров.
— Кроме того, Нацбанк закупал больше инвалюты для целей ЕНПФ, поскольку намеревался довести его долю средств в инвалюте до 40% (ранее целевым показателем выступал уровень в 30%). Негативными факторами внешней среды также выступали глобальное укрепление американской валюты на пересмотре вниз ожиданий по агрессивному снижению ставок Федрезервом и ослабление рубля перед сворачиванием операций с Мосбиржей (все операции попадают под блокирующие санкции со стороны США после 12 октября этого года). Сочетание этих «катализаторов» привело к дисбалансу спроса и предложения на валютном рынке и существенному скачку доллара на KASE, — комментирует Рамазан Досов.
Он добавил, что с учетом решения, принятого в пятницу по базовой ставке (которая осталась на уровне 14,25%), а также заявлений Нацбанка о приостановлении покупок иностранной валюты для ЕНПФ, дальнейший рост курса доллара на KASE маловероятен. По его словам, отсутствуют фундаментальные причины для волатильности курса национальной валюты, и регулятор готов проводить интервенции при необходимости, чтобы поддерживать стабильность тенге.
— При этом возврат курса доллара к уровням 480–482 тенге за доллар вполне возможен и будет определяться насыщением сезонного спроса на инвалюту, динамикой цен на сырьевые ресурсы, а также глобальными экономическими и политическими событиями, — сказал он.
Ранее финансовый аналитик Расул Рысмамбетов объяснил ослабление тенге к доллару и ответил, стоит ли ожидать дальнейшего роста доллара.