Китай сообщил о готовности покупать казахстанскую пшеницу

Казахстанские трейдеры, которые длительное время были лишены возможности отгружать пшеницу в КНР, смогут возобновить торговлю. Пекин заявил о готовности закупать казахстанскую пшеницу.

Проблемы на этом направлении начались еще в период коронавируса, и достигли пика год назад, когда в преддверии Олимпиады Китай ужесточил санитарный контроль на границе.

Результатом односторонних мер со стороны железнодорожной администрации КНР стали заторы на казахстанской стороне уже груженых поездов с пшеницей и другим сельхозсырьем, предназначенным для Китая. Поскольку перспектив оперативно решить вопрос с пропуском вагонов через границу не было, вагоны пришлось возвращать отправителям, либо перенаправлять в Среднюю Азию.

В настоящий момент Китай уже готов возобновить поставки, о чем говорит бизнес обеих стран. Однако, руководство КТЖ не хочет рисковать, опасаясь повторения коллапса на границе. Кроме того, через узкое горлышко перехода Достык-Алашанькоу в приоритетном порядке идут составы с рудой для Китая, и вклинивать туда намного менее маржинальную (и намного более рискованную) сельхозпродукцию железнодорожники не хотят.

В итоге, страдают фермеры страны, поскольку для сбыта зерна Казахстану остался только один рынок – Средняя Азия, преимущественно  — Узбекистан.

Пользуясь этим, узбекские покупатели выкручивают руки казахстанским поставщикам, понимая, что у тех нет выбора, и им придется идти на любые условия. В частности, трейдеры говорят о том, что зачастую им отказывают в предоплате. Узбекским мукомолам выгоднее работать так: получив зерно из Казахстана, они перерабатывают его и поставляют муку в Афганистан, или на внутренний рынок. И только получив оплату от покупателя конечной продукции, они расплачиваются за пшеницу с казахстанским партнером. Таким образом, узбекские переработчики не несут никаких рисков и не нуждаются в оборотных средствах. Все риски – на стороне казахстанских трейдеров, которые неделями вынуждены ждать оплаты за уже отгруженный товар.

Кроме того, такая схема – еще один удар по конкурентоспособности собственной мукомольной отрасли Казахстана, поскольку отечественные переработчики таких выгодных условий в работе с поставщиками сырья не имеют. И их мука оказывается намного дороже узбекской, также произведенной из казахстанской пшеницы.

«Узбеки держат нас за яйца», — эмоционально описывают ситуацию казахстанские бизнесмены.

Надеясь найти выход из этой ситуации, казахстанские трейдеры обращаются в КТЖ, но получают отказ в согласовании планов. Тем была в очередной раз поднята на недавнем зуме, но ответ руководства «КТЖ-ГП» остался прежним – грузите в Среднюю Азию, но не в Китай. Также экспортеры зерна обращались к курирующему вице-министру, и тоже безрезультатно.

При этом, выгоды для страны от открытия Китая сложно переоценить. Достаточно сказать то, что бизнес КНР покупает зерно в соответствии с мировыми котировками, тогда как узбекские покупатели пытаются сбить цены в ходе традиционных торгов a-la базар.

Тем временем, Китай построил в Алашанькоу новый огромный зерновой терминал с широкой (то есть, пригодной для казахстанских поездов) колеей. Мощность терминала позволяет одновременно загнать туда восемь составов по 45 вагонов каждый. Это позволяет очень быстро принять зерно, выгрузить его и вернуть порожний вагон обратно.

Это снимает с КТЖ все риски ненормативного простоя вагонов – бизнес гарантирует возврат зерновоза за пять суток. Однако, пока возобновлять поставки зерна в Китай компания не готова.

От текущей ситуации проигрывает и Казахстан, и Китай, который вынужден везти зерно из Канады или Австралии, хотя мог бы покупать его у соседей.

Добавить комментарий