— Вы планируете вложить 6 миллиардов евро в строительство четырёх новых реакторов на АЭС Дукованы. В чем причина этого решения? Почему Чехия решила отказаться от зависимости от углеродной энергетики?
— Мы следуем общемировым трендам по декарбонизации, что отражено в национальной стратегии по защите климата и энергетической политике. Это также соответствует целям Европейского Союза. Кроме того, в нынешних условиях есть экономические причины для сокращения производства электроэнергии на угле. Мы стараемся прогнозировать, какие источники энергии будут доступны в будущем. Наш план — добиться того, чтобы примерно половина всей электроэнергии производилась на атомных станциях, а остальное за счёт возобновляемых источников и газа. Возможно, небольшая доля будет импортироваться. Уточню, решение касается строительства двух новых блоков на площадке в Дукованы и рассмотрения возможности строительства ещё двух блоков на площадке в Темелине.
— Скажите, как это решение повлияет на энергетический баланс Чехии и её зависимость от угля, газа и возобновляемых источников энергии?
— В настоящее время Чехия является самодостаточной в производстве электроэнергии. Однако если мы будем постепенно сокращать производство на угле, появится дефицит между спросом и возможностями генерации. Поэтому необходимо увеличивать мощности, в первую очередь за счёт атомной энергии, возобновляемых источников и газа. Параллельно ведётся обсуждение замены угольных котельных для централизованного отопления, которое сейчас в основном работает на угле. Важно учитывать и потенциальный рост спроса, и срок службы существующих атомных станций. Например, в будущем нам придётся заменить действующие блоки в Дукованы, вероятно, к концу 40-х годов или позже.
— Учитывая опыт Чехии в области атомной энергетики, как Вы оцениваете потенциал Казахстана для строительства собственной атомной электростанции?
— Казахстан традиционно силён, играет большую роль, в области поставок ядерного топлива, что является большим преимуществом для вашей страны в развитии и расширении этой отрасли. Я считаю, что существует потенциал как для использования существующих казахстанских промышленных мощностей, так и для создания новых — как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации и обслуживания атомных станций. Это открывает огромные возможности для местной промышленности и позволяет предложить решения, адаптированные под ваши условия и будущие контракты на строительство АЭС, которые могут варьироваться.
— Как опыт работы с местными поставщиками и подрядчиками в Чехии может быть перенесен на казахстанский рынок?
— Безусловно, полезно использовать опыт, накопленный на других проектах и действующих объектах, и адаптировать его под местные условия. В этом плане у нас есть чем поделиться.
— Как воспринимают граждане Чехии инициативу правительства по расширению АЭС?
— Нам повезло, что у нас стабильно высокая поддержка атомной энергетики — более 70%. Это решение было положительно воспринято как общественностью, так и политическими лидерами.
— Какие основные технические и инженерные вызовы связаны со строительством атомной электростанции в Казахстане?
— В первую очередь необходимо найти подходящее место для строительства, так как выбор площадки имеет большое значение для подключения к сети, обеспечения охлаждения водой и транспортировки необходимых материалов. Важно также найти геологически стабильную основу для строительства. Я уверен, что эта задача вполне решаема, и у вас будет несколько вариантов. С технической точки зрения, в современном мире существует несколько безопасных и высокоэффективных проектов, которые способны удовлетворить требования заказчика. Вам предстоит выбрать проект, который наилучшим образом впишется в национальную энергосистему, цепочку поставок и партнёрские отношения. Таким образом, это одновременно и технический, и коммерческий вопрос.
— Вы уже упомянули отношение населения. Какие аргументы чешское правительство приводит в пользу строительства атомных электростанций?
— Мы рады, что имеем положительный опыт эксплуатации атомных объектов, на который можем опираться в текущих обсуждениях. Главные темы — это декарбонизация и поиск решений для обеспечения безуглеродных источников энергии, а также создание сбалансированного энергетического микса, который позволит обеспечить надёжность поставок, производства и экономическую эффективность.
— Министр энергетики Казахстана ранее заявлял, что строительство АЭС может потребовать более 10 миллиардов долларов. Как финансируется проект в Чехии и из каких источников?
— Начальный этап проекта финансируется нашей компанией, и мы предполагаем, что будет сотрудничество между правительством и компанией по вопросам финансирования с использованием различных договорённостей, чтобы обеспечить возврат инвестиций. Возможно, стоит отметить, что строительство новых блоков принесёт дополнительные выгоды стране, обеспечивая рабочие места и развитие промышленности. Этот эффект будет намного сильнее, чем само инвестирование.
— Каковы сроки окупаемости и как они рассчитываются в Чехии?
— Я не могу вдаваться в детали, но мы рассчитываем, что окончательная цена окупится в течение ограниченного периода, который значительно меньше срока службы станции. Это позволит обеспечить возврат инвестиций, а также поддерживать разумную стоимость электроэнергии, чтобы убедиться, что мы не увеличим цены на рынке. Наши решения также основываются на этом виде оценки.
— Какие преимущества и недостатки атомной энергетики по сравнению с другими источниками?
— Атомная энергия — это очень стабильный, безопасный и эффективный источник энергии, который не производит выбросов CO2. Недостаток заключается в том, что на начальном этапе требуются значительные инвестиции, но затем она обеспечивает низкую стоимость электроэнергии и стабильное производство на протяжении долгого срока службы. Важным преимуществом является и то, что атомная энергия не вредит окружающей среде, не создавая выбросов углекислого газа.
— Какие меры безопасности необходимо принять при строительстве и эксплуатации атомной электростанции?
— Мы требуем, чтобы проект соответствовал уровню 3+ с учётом последних требований по безопасности, чтобы справиться с любыми потенциальными проблемами, связанными с конкретным местом строительства. Проект будет лицензирован с учётом местных условий, действующего атомного законодательства и нормативных требований, что полностью соответствует основным принципам безопасности МАГАТЭ и требованиям европейских энергетических компаний.