Потенциал остальных стран региона существенно ограничен дефицитом как земельных, так и водных ресурсов, а также более сложной общей экономической ситуацией. В результате эти страны будут вынуждены импортировать все большие объемы необходимых видов продовольствия.
В долгосрочной перспективе до 2035 года, согласно прогнозам ЕАБР, ситуация с самообеспечением продовольствием в странах ЦА существенно не изменится. В некоторых странах возможно даже ее ухудшение под воздействием сдерживающих факторов и особенностей региона. Развитие сельского хозяйства в ЦА будет сдерживаться ограниченным потенциалом ввода новых земель, дефицитом водных ресурсов, сдержанной динамикой технологического прогресса. Высокий демографический рост при этом будет оказывать постоянно усиливающееся давление на сельское хозяйство и состояние продовольственной безопасности.
Продовольственная самостоятельность к 2035 году в регионе может быть обеспечена только при условии успешной реализации утвержденных госпрограмм в Казахстане. Страна сможет повысить продовольственную обеспеченность до 127–143% в пересчете на энергетическую ценность сельскохозяйственной продукции и укрепить свои позиции в качестве нетто-экспортера продовольственной продукции. Кыргызстан (76–89%) и Узбекистан (69–83%) при условии реализации национальных программ смогут добиться некоторого улучшения. В Таджикистане продовольственная обеспеченность будет ухудшаться (53%).
Согласно последнему Глобальному индексу продовольственной безопасности (GFSI), составляемый британским агентством «The Economist», по итогам 2022 года Казахстан занял 32 место (в 2021 году — 41), Узбекистан — 73 (в 2021 году — 78), Таджикистан 75 (в 2021 году — 83) из 113 государств мира.
Что такое продовольственная безопасность, и как складывается ситуация с ее обеспечением в странах Центральной Азии, читайте в материале собственного корреспондента агентства.