— Глава государства поставил перед Правительством задачу увеличить рост национальной экономики до 450 млрд долларов к 2029 году. Каков план по достижению этой цели по части привлечения инвестиций?
— Если говорить конкретными цифрами, то к 2029 году объем привлеченных инвестиций должен достичь 150 млрд долларов. Государство принимает все необходимые меры для создания благоприятной экосистемы для инвесторов, включая государственные преференции, защиту и минимизацию коррупционных и бюрократических барьеров. Все эти меры в комплексе позволят увеличить привлечение инвестиций в Казахстан. В то же время стоит отметить, что весь мир сейчас борется за инвесторов. Соседние страны и даже наиболее развитые государства стремятся привлечь инвесторов к себе. Поэтому в этой конкурентной среде мы должны быть впереди.
Во-вторых, привлечение инвестиций и каждого конкретного инвестора — это огромная работа, требующая вовлечения всех сторон. Инвестор перед вложением средств изучает страну, рассматривает преференции, законодательную систему, экосистему, защиту бизнеса и отношение к инвесторам. Они выбирают конкретный регион, например, Туркестанскую или Северо-Казахстанскую область, и смотрят на отношение населения к инвесторам. Все это в совокупности создает инвестиционную экосистему. С другой стороны, важна работа государственных органов и их отношение к инвесторам. Привлечение каждого инвестора, запуск каждого завода или фабрики — это большой труд, который мы должны понимать и учитывать. Поэтому государство систематизирует все эти моменты.
Отвечая на вопрос о дополнительных мерах, я бы отметил новый подход — пакетные решения. Мы изучаем международный опыт и видим, как организуются заказы на инвестиции. Сейчас мы предлагаем пакетные решения. У нас существуют страновые инвестиционные программы для зарубежных организаций. В настоящее время 68 посольств работают с этими программами, привлекая инвесторов. Теперь мы предлагаем, чтобы посольства напрямую контактировали с инвесторами и представляли заказы на инвестиции от местных исполнительных органов, бизнеса и центральных госорганов.
Вчера мы посетили индустриальную зону № 1 в Астане. Там бизнесмен производит фасадные панели для жилых комплексов, но импортирует фиброцемент, необходимый для производства. Один из поставщиков — Кыргызстан, но качество оставляет желать лучшего. Мы предложили ему создать завод по производству фиброцемента в Казахстане. Этот заказ на инвестиции мы отправим в посольства, которые найдут в своих странах компании, ведущие в данной технологии. После этого бизнес свяжется с ними, договорится, и завод появится в Казахстане. Преимущества очевидны: оффтейк-контракты, грант на земельный участок, преференции. Это взаимовыгодное сотрудничество.
На этом примере мы выстроим заказы на инвестиции через акиматы, бизнес и квазигосударственные структуры. Все будут заказывать недостающие звенья, мы будем передавать их в посольства, которые будут искать и привозить компании в Казахстан. Это законченный цикл и пакетное решение для привлечения инвестиций. Если эта мера заработает, я думаю, что качественные адресные инвестиции придут в Казахстан.
— Эти средства планируется привлечь за счёт зарубежных инвестиций или из государственного бюджета?
— В первую очередь нужно ориентироваться на зарубежные инвестиции, так как государственный бюджет ограничен в средствах. Налоговые поступления и другие доходы в бюджет всегда ограничены. У государства есть социальные обязательства: строительство больниц, культурных и спортивных объектов, выплата пенсий и т. д. Бюджет не всегда может позволить себе инвестирование в экономику. Конечно, государство частично помогает, но основное внимание следует уделить зарубежным инвестициям, а также внутренним инвесторам. Тем, у кого есть средства, которые они могут реинвестировать в свою деятельность, расширяя и открывая новые направления бизнеса. То есть, в совокупности, мы ориентируемся на инвестиции в целом — как зарубежные, так и внутренние.
— Каковы сейчас основные проблемы в сфере привлечения инвестиций?
— Большая проблема — это нехватка инфраструктуры. Любой бизнес-проект, инвестор, когда рассчитывает свой инвестиционный план, бизнес-план, смотрит на конкретный регион и видит, что не хватает дорог, электричества, тепловых мощностей, воды и т. д. А эта вся инфраструктура — самая затратная часть проекта. Здесь государство должно помогать: либо должно быть государственно-частное партнерство, либо бизнес сам должен построить инфраструктуру, но в последующем его затраты должны быть возмещены.
Вторая проблема — бюрократия, волокита со стороны местных исполнительных органов и центральных госорганов. В этой связи президент поручил инвестиционному штабу решить эти проблемы в ускоренном темпе. Потому что где-то в законодательстве прописаны длинные процедуры, которые могут быть некорректными или устаревшими. Инвестиционный штаб по поручению президента имеет обязательную силу для исполнения, и таким образом быстрее принимаются решения в пользу инвестора. Так было и с решением о строительстве завода солёных закусок совместно с компанией PepsiCo. Инвестиционный совет несколько раз рассматривал проблемы. На сегодняшний день мы уже видим, что инвестор приступил к строительству, и в 2026 году мы получим первую продукцию.
— Какие страны инвестируют в Казахстан больше всего?
— По нашим данным в топ-5 входят Нидерланды, США, Швейцария, Китай и Южная Корея. Южная Корея поднялась с 7-го места благодаря большому потоку инвестиций с их стороны. Например, во время недавнего визита Президента Южной Кореи в Казахстан был организован бизнес-форум, где были подписаны крупные проекты, включая открытие завода Kia полного цикла по производству автомобилей на сумму свыше 200 миллионов долларов. Это один из примеров значительных инвестиций в Казахстан.
— Можете подробно рассказать о проекте по строительству завода соленых закусок в Казахстане? Какие инвестиции были привлечены? Сколько рабочих мест создано?
— Начальные переговоры состоялись еще в сентябре 2022 года во время рабочего визита Главы государства в США. Недавно мы стали свидетелями запуска проекта. Завод будет располагаться в Алматинской области на экономической зоне «Алатау». Сумма инвестиций составляет более 160 миллионов долларов. С момента запуска завода будут созданы 350 рабочих мест, а в перспективе около 1000. Мы уверены, что это принесет мультипликативный эффект для региона в целом. Такие транснациональные проекты являются показателем доверия к нашему государству и его инвестиционной политике.
— В Казахстане отсутствуют многие известные мировые бренды, несмотря на их широкое присутствие в других странах. К примеру, в сфере розничной торговли и моды не представлены Uniqlo, Rayban и Sephora. В общепите и кафе также отсутствуют Dunkin’ Donuts и Chipotle. Когда планируется их появление в Казахстане и какие другие бренды можно ожидать в будущем, в том числе и в промышленном секторе?
— Если рассматривать структуру рынка, крупные бренды всегда ориентируются на количество населения, количество рынков и потребление. Например, возьмем Астану. Несколько лет назад, когда население города составляло менее миллиона человек, многие бренды не проявляли интерес к этому рынку. Однако сейчас, когда население превысило миллион человек, мы видим, что в торговых центрах появились новые мировые бренды, такие как Superdry и Ralph Lauren.
В сфере инвестиций стоит отметить компании, такие как General Electric, Samsung, Medison и Kia, которые активно инвестируют в Казахстан. Наблюдается рост как по количеству инвестиционных проектов, так и по их объемам. Например, национальная компания Казахинвест провела в прошлом году более 40 крупных проектов на общую сумму 1,1 миллиарда долларов, успешно реализованных. На 2024 год запланировано более 45 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 1,5 миллиарда долларов. Компании видят успешные реализации транснациональных проектов и проявляют интерес к рынку Казахстана.
Кроме того, Казахстан обладает значительным транзитным потенциалом между Китаем и Европой благодаря выгодным ценам и сжатым срокам транспортировки грузов. Также в стране имеется большой потенциал по производству продукции благодаря наличию металлов и полезных ископаемых. Последние изменения в законодательстве обеспечивают компаниям доступ к необходимым объемам сырья по доступной цене при открытии заводов в Казахстане, что способствует привлечению крупных транснациональных компаний.
— Конкретные компании можете назвать?
— Конкретные компании, которые выразили желание открыть производство в нашей стране в ближайшее время, включают крупную арабскую компанию в сфере энергетики «ACWA POWER», которая инвестирует в возобновляемые источники энергии, «GE HealthCare», специализирующуюся на производстве медицинского оборудования, и Roche, которая будет выпускать лекарственные средства. Они уже подписали соответствующие соглашения, и бизнес-планы уже утверждены. Я думаю, что в течение ближайших одного-двух лет они начнут реализацию своих проектов.