Вопрос о восстановлении экономики страны волнует граждан Казахстана независимо от социального положения, профессиональной деятельности и круга интересов. О том, что необходимо для ее подъема рассказали эксперты.
Исходя из последних статистических данных, экономика Казахстана упала в течение первых семи месяцев 2020 года на 2,9% (год к году). Падение при этом было обусловлено сокращением производства в секторе услуг (-6,2%), тогда как производство товаров (сюда входят вся промышленность, сельское хозяйство, строительство) частично нивелировало общий спад экономики, показав рост в 2,1%, отмечает советник председателя правления Института экономических исследований Газиз Сейлханов.
По его словам, восстановление экономики в настоящее время полностью зависит от правильной политики государства.
«В принципе, правительство уже принимает антикризисные меры, направленные на поддержку МСБ и домохозяйств. С моей точки зрения, действующие меры нужны, и даже в большем масштабе, чем сейчас. Но здесь также необходим системный подход, где, воспользовавшись текущим экономическим циклом (кризисом), нам нужно будет реализовать структурные реформы, направленные на отраслевую и пространственную диверсификацию экономики, поддерживаемую частным сектором», — утверждает эксперт.
При этом он считает, что такие реформы – необходимое условие для устойчивого долгосрочного роста экономики. Однако они не являются мерами для достижения быстрых результатов.
«Ощутимый прогресс, заметный прорыв в этом направлении мы сможем увидеть в течение следующих 5-10 лет. Но это не должно умалять значимости таких реформ и не должно отодвигать их реализацию «до лучших времен». Каждый следующий кризис в экономических циклах нашей страны будет еще больнее бить по благосостоянию народа, если не приступить к структурному реформированию экономики», — поясняет Газиз Сейлханов.
В то же время он обращает внимание, что кризис последних 10-15 лет показал острую зависимость экономики от добывающего сектора экономики и сектора услуг.
По мнению эксперта, для укрепления устойчивости экономики страны ко всякого рода внешним шокам необходимо целенаправленно развивать обрабатывающую промышленность. Это пищевая, текстильная, химическая, фармацевтическая, металлургическая, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и т. д., то есть весь обрабатывающий сектор экономики, перечисляет он.
«И вопрос не стоит в том, что именно из этого развивать во время кризиса, а что потом. Государство должно подходить к этому глобально – задавать одинаковые правила игры для всех без исключения. Единственный приоритет – обрабатывающая промышленность. И речь здесь совсем не идет о том, что нужно препятствовать развитию добывающего сектора или сектора услуг», — замечает советник председателя правления Института экономических исследований.
В свою очередь независимый экономист Жарас Ахметов убежден, что восстановление экономики Казахстана начнется по мере того, как будут ослабевать внешние факторы, и роль государства в данном случае минимальна. Если карантин продлевать не будут, то с IV квартала этого года должен произойти подъем, полагает он.
Однако рынок сам должен определить, какие ниши необходимо укреплять, а какие отрасли развивать в условиях коронакризиса, уверен эксперт. То есть инициатива должна исходить от самого предпринимательского сообщества.
«Директивные меры со стороны государства, направленные на развитие того или иного сектора, давно уже не работают. Поэтому необходимо дать свободу частной инициативе. В рыночной экономике финансирование пойдет туда, где появятся перспективы, но это не привязано к какой-то определенной отрасли, а касается только каждого конкретного бизнеса», — говорит Жарас Ахметов.
Вместе с тем очевидно, что увеличение расходов на антикризисные меры и снижение доходов бюджета в связи с налоговыми каникулами и отсрочками по другим платежам приведут к резкому увеличению дефицита государственной казны в 2020 году. Таким образом, возникает другой вопрос: как долго государство сможет тратить бюджетные средства, в существенной мере не восполняя их?
«По официальным данным, бюджет сейчас сверстывается по консервативному сценарию, где, например, с апреля по декабрь текущего года цена на нефть заложена на уровне 20 долларов за баррель. В совокупности с ценами на нефть, сложившимися в I квартале, это гораздо ниже текущего уровня нефтяных цен. Сегодня нефть уже парировала большую часть падения и торгуется в районе 45 долларов за баррель. В свою очередь, такая ситуация благоприятно влияет на бюджетные параметры, поскольку правительство готовилось к более худшему сценарию», — отмечает советник председателя правления Института экономических исследований Газиз Сейлханов.
Если смотреть долгосрочно, при условии успешной реализации структурных реформ доходы государства могут быть более устойчивыми с сокращением ненефтяного дефицита, дополняет он.
«У Казахстана относительно небольшой дефицит бюджета и государственный долг. Возможности сохранять и даже наращивать госрасходы пока имеются. Думаю, что пару ближайших лет стране беспокоиться не о чем», — резюмирует экономист Жарас Ахметов.