Как ситуация в Афганистане может отразиться на Центральной Азии


  • Warning: file_get_contents(/home/oqunews/oqu.news/www/wp-content/uploads/2022/03/speech-34030-1647437568-1.mp3): failed to open stream: No such file or directory in /home/oqunews/oqu.news/www/wp-content/themes/news-theme/single.php on line 38
  • Прослушать

Американские власти подписали договор  Талибаном и вывели войска из страны, после чего ситуация значительно усложнилась. Официальная власть не в состоянии удержать провинции без иностранной поддержки и они одна за другой переходят в руки Талибов.

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович рассказал о том, чем грозит странам Средней Азии такое положение дел.

Он назвал ситуацию в Афганистане катастрофической, так как талибы уже контролируют большую часть страны.

«Более того, в нескольких районах талибы вышли на границу с Таджикистаном и Узбекистаном. На некоторых пограничных переходах они уже сами администрируют грузовой поток и взымают налоги. Судя по всему, армейские полицейские подразделения Афганистана пребывают в панике. Во всяком случае, есть примеры, когда они оставляли окруженные города, что позволяет талибам достаточно быстро продвигаться дальше», — объясняет эксперт.

Политолог отмечает, что талибы за последние полтора месяца увеличили свою зону контроля примерно в два раза. Кроме того, они захватывают большие трофеи, в частности, в руках Талибана (запрещено в РК) появилась бронетехника и артиллерия, которую бросает афганская армия на своих базах.

«Это становится уже довольно серьезным вызовом и для соседних регионов, потому что боевики гипотетически могут вести огонь и по сопредельной территории», — делает вывод Мендкович.

Крупные населенные пункты такие, как Герат, Кундуз, Кабул, пока еще контролирует афганское правительство. Однако вряд ли властям удастся остановить наступление Талибана* без поддержки иностранных войск, считает Мендкович.

«Афганская армия и полиция объективно не справляются. Есть случаи массового перехода на сторону боевиков – речь идет о тысячах дезертирах. Есть вероятность скорого падения Кундуза. Там около недели идут бои на подступах к городу, а иногда и перетекают на улицы города, — приводит аргументы политолог. — Ситуация развивается лавинообразно и катастрофично. Такого не было на протяжении последних 15 лет. Были попытки талибов захватить Кундуз, но захвата 70 районов за полтора месяца – такого не было. И это очень похоже на катастрофу для официального Кабула».

Еще одна угроза – наркотрафик

«На текущий момент мы находимся в шаге от захвата власти движением, признанным террористическим. Более того, свыше 40% доходов талибов — наркоторговля. Выстроенная организованная наркопреступность в Афганистане может стать большей проблемой, по сравнению с вооруженным вторжением», — предупреждает Мендкович.

И если прямая угроза для России пока отсутствует, хотя бы в силу того, что РФ не граничит с Афганистаном, то у союзников Москвы менее безопасное положение.

«Боевиков отличает крайняя жестокость. Например, на подконтрольных территориях они применяют наказание – отрезание частей тела: пальцы, уши, носы. Мы вынуждены иметь дело с новым режимом, в значительной мере состоящем из боевых командиров, которые последние 26 лет воевали и занимались криминалом. У них есть определенный менталитет и привычки. Чтобы выстроить с ними безопасное соседство, придется очень постараться», — предполагает политолог.

По его мнению, необходимо организовать крепкий периметр, отработать механизмы взаимодействия армий: и российской, и членов ОДКБ, и Узбекистана, и Туркменистана. Необходимо показать, это совместная сила, которая готова в любой момент дать болезненный отпор противнику.

К тому же на территории Центральной Азии нужна пропаганда против экстремизма, необходимо разъяснять молодежи опасность радикализма, рекомендует Мендкович.

«Есть не только Талибан (запрещено в РК), до сих пор никуда не делся ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра, Исламское движение Узбекистана (деятельность этих организаций запрещена на территории РФ и в ряде других стран) – они все еще активны. Более того, многие из этих организаций имеют базы в Афганистане. Поэтому после прихода талибов к власти, террористы могут пытаться использовать северные районы Афганистана как плацдарм для проникновения на территорию стран ЦА», — считаетМендкович.

По его словам, возможно также создание коррупционных схем или попыток прямого террора против властей соседних стран, чтобы никто не мешал наркотрафику талибов.

«Мы наблюдали подобные попытки на границе с Туркменистаном. Несколько лет назад там было нападение боевиков с афганской территории на заставу, погибло более 20 человек. Видимо, это было связано с тем, что туркменские пограничники пытались противодействовать контрабанде из Афганистана. Нужно быть готовым к таким сценариям», — прогнозирует политолог.

Диалог сложен

Переговоры с афганским правительством для Талибана (запрещено в РК) не имеют смысла, если они контролируют большую часть страны, отмечает Мендкович.

«Они могут договариваться только о почетной сдаче Кабула, чтобы обеспечить формальную преемственность режима. Может быть, действующему правительству дадут выехать из страны или символично пообещают какую-то неприкосновенность», — рассуждает глава Евразийского аналитического клуба.

Встречи же с представителями соседних стран возможны, считает Мендкович, но это будут контакты с людьми, менталитет которых построен на насилии.

«Россия предпочла бы договариваться с действующим афганским правительством при всех его недостатках. Но нам придется договариваться с теми, кто придет к власти», — говорит эксперт.

 

Добавить комментарий