Последний житель
Беккали Бекбаулов — последний житель села Уялы Аральского района Кызылординской области. В свое время деревня, жители которой занимались рыболовством, процветала. Но с каждым годом сокращался приток воды по реке Сырдарье. Беккали, вместе с односельчанами, был вынужден покинуть село. В 2008 году он даже установил мраморный памятник на память потомкам, если те когда-нибудь вернутся в эти места.
— Между селом Уялы и городом Аральском 361 километр. Раньше село было окружено морем. С осени 1972 года рыбацкие лодки не смогли приставать к берегу. В дальнейшем жизнь здесь стала очень трудной, пришлось переезжать. Большинство жителей переселились на зимовку Бектау, в 10 километрах. Но мы, несколько семей, до последнего надеялись и оставались в селе. Думали, что море восстановится и люди вернутся. Помню, как со слезами на глазах садились в моторную лодку ИЛ-6, когда поняли, что лучше не станет. Это тяжкое горе — осознать себя последним жителем села, — рассказал он.
Вопрос разделения трансграничных рек неразрывно связан с состоянием Аральского моря. Потому что обмеление Сырдарьи — общего водного ресурса для государств Центральной Азии — привело к сегодняшнему состоянию моря. Последствия этого не только вызывали упадок сельского хозяйства, они изменили социальное положение местного населения. Жители, чья жизнь была связана с морем, оказались без источника доходов. Многие села, подобно Уялы, пришли в запустение: Жалпак, Айжарымтас, Козжетпес, Узынкайыр, Каскабулан, Токпан, Баян, Косарал, Ауан.
«Сырдарья» раздора
По данным Всемирной метеорологической организации, к 2025 году 5 миллиардов человек могут ощущить нехватку воды. Есть прогнозы, что Казахстан войдет в число наиболее нуждающихся в воде государств.
Прогноз нельзя считать необоснованным. В настоящее время в Казахстане 65% воды расходуется на сельское хозяйство, при этом более половины используется неэффективно, просачивается в пески. Реки Сырдарья, Жайык, Или мелеют, в соседних странах ухудшается экологическая ситуация, растет объем потребления воды. Об этом говорил и Президент Касым-Жомарт Токаев.
— Безопасности Центральной Азии угрожают глобальные климатические изменения, наступивший период маловодья и нехватка поливной воды. Согласно данным международных экспертов, температура в нашем регионе растет намного быстрее, чем в среднем на планете. Это приводит к сокращению площади ледников — главного источника воды в бассейне Аральского моря. Их объем за последние 50 лет сократился на 30%. По оценкам аналитиков, к 2050 году засухи в Центральной Азии могут нанести ущерб в размере 1,3% от ВВП в год, что приведет к появлению около 5 миллионов внутренних «климатических» мигрантов, — отметил Президент Казахстана на заседании Совета глав государств — учредителей Международного фонда спасения Арала.
В Казахстане есть 7 рек протяженностью более 1000 километров. Из них только Есиль начинается в нашей стране. Жайык, Тобыл — текут из России, Иртыш, Или — из Китая, Сырдарья, Шу — из Кыргызстана.
Следует отметить, что Сырдарья, хотя и начинается в Кыргызском Алатау, большей частью протекает по Узбекистану. Поэтому, если мы хотим эффективно использовать трансграничные реки, нужно, чтобы переговоры начинались с этими двумя странами. Для этого заключены предварительные договоренности. По вопросу сброса воды в нижнее течение Сырдарьи проходили межправительственные заседания, осуществляется совместный контроль.
Например, недавно Казахстан и Узбекистан договорились об установке оборудования, дающего возможность подсчитать точный объем воды, потребляемой двумя государствами. Особенность здесь в том, что каждая сторона будет устанавливать оборудование не на своей территории, а в соседней стране. То есть, Казахстан установит водомерное устройство на территории Узбекистана, узбекская сторона — у нас. Также стороны договорились об обмене информацией в онлайн-режиме. Это значит, что Казахстану будут доступны данные, полученные на территории Узбекистана, а узбекской стороне — наши данные.
По словам представителя Экологической партии Узбекистана Комилжона Жураева, соседняя страна отдает приоритет проектам, связанным с изменением климата. В целом, узбекистанская сторона видит спасение Сырдарьи в озеленении. Как известно, Казахстан совместно с Узбекистаном начали высаживать саксаул на высохшем дне Аральского моря. Осенью прошедшего года узбекистанцы озеленили 28 тысяч гектаров на участке вблизи Арала в Мойнакском районе.
— Понятно, что на трансграничные реки влияют изменение климата и расширение засушливой зоны. В рамках проекта «Яшил Макон» («Зеленый регион») планируется в течение 5 лет посадить 1 миллиард деревьев. Путем ежегодной посадки 200 миллионов саженцев мы довели площадь озелененной зоны до 30%. В этом году сформированы 588 гектаров «зеленого парка», 622 гектара «зеленого общественного парка». В городах Бухара, Нукус, Хива, Ургенч созданы зеленые пояса общей площадь 40 квадратных километров, — сказал К. Жураев.
И все же, эксперты придерживаются мнения, что основная проблема — бесконтрольный расход воды в сельском хозяйстве. Вследствие большого расхода воды на хлопководство наши соседи уменьшают сток в нижнем течении реки. Сейчас они засевают этой культурой 1,1 миллиона гектаров, в результате терпят убытки земледельцы Туркестанской области.
В Кызылординской области много воды идет на выращивание риса. Это одна из причин обмеления Сырдарьи. По мнению председателя партии «Байтақ» Азаматхана Амиртаева, важна модернизация дренажных систем, учет и мониторинг водных ресурсов трансграничных рек.
— Сейчас много способов экономии воды. Например, в Кызылординской области выращивается рис. Много воды теряется из-за того, что рисовые поля неровные. Поэтому нужно повсеместно использовать установки лазерной планировки. Это касается и хозяйств, выращивающих сахарную свеклу. Нужно создать условия, чтобы не было трудно, когда снизится объем воды в Сырдарье, — сказал А. Амиртаев.
Важно учитывать и исток Сырдарьи, который находится в горах Кыргызстана. Сейчас ледники в горах сократились из-за изменения климата и вредных выбросов с производств. Председатель Партии зеленых Кыргызстана Еркин Болекбаев считает, что в следующем году площадь ледников может уменьшиться на 30-40%. За 50 лет их площадь сократилась до 6 683 квадратных километров.
— В настоящее время в ледниках содержится 750 миллиардов кубометров чистой пресной воды. Ежегодно с гор стекает 50 кубических километров воды. Из них только 20% использует Кыргызстан, остальная вода уходит в соседние страны. Например, зависимость Казахстана от трансграничных водных ресурсов составляет 42%, Узбекистана — 77%. Уже сегодня около 604 тысяч кыргызстанцев ощущают нехватку воды. В прошлом году нуждались в питьевой и поливной воде жители районов Селекция, Орок, Ак-Ордо, Арча-Бешик, Ынтымак и Ала-Тоо вблизи Бишкека, — пояснил Е. Болекбаев.
Как сообщает кыргызская сторона, для того, чтобы остановить сокращение площади ледников, необходимо использовать в экономике низкоуглеродные технологии и уменьшить выбросы углерода и метана. Страны Центральной Азии начали реализацию проекта по распределению квот на национальном уровне. Кыргызстан вкладывает в проект 11 миллиардов долларов.
Напомним, в 1998 году три страны — Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан — приняли решение об использовании реки Сырдарьи. Позже к документу присоединился Таджикистан. И все же, соглашение не помогает решить вопрос трансграничных рек. Кто-то ищет причину нестабильности ситуации в неравенстве сторон, другие говорят о недостатках при оплате за воду.
— В этом вопросе можно добиться результата не эмоциями, а только рациональным мышлением. В геополитике каждое государство заботится об интересах своего населения. Если нам дадут воду, что мы можем дать этим странам? Вот, в каком направлении нужно двигаться. Возможно, нужно принять решение о том, чтобы платить за воду сырьем, предложить гражданам этой страны рабочие места. Например, мы решили строить атомную электростанцию. Если проект будет реализован, появится возможность платить за воду соседним странам электроэнергией, — сказал А. Амиртаев.
Чего ждать от Китая и России
Известно, что у Казахстана и Китая 25 общих рек. В 2021 году было заключено соглашение об их использовании. Несмотря на это, вопрос Иртыша и Или полностью не решен. Население Синьцзян-Уйгурского автономного района растет, Китай также развернул строительство водохранилищ. В 2050 году площадь орошаемых земель в этом районе может достигнуть 600 тысяч гектаров. Если это случится, доля Казахстана в реке Или уменьшится на 40%.
Сейчас разрабатывается проект Межправительственного соглашения о делении вод трансграничных рек, но когда будет принято окончательное решение, неизвестно.
Наш интерес в проекте — сохранение уровня воды в озере Балхаш за счет Или, потому что около 70% воды в Балхаш поступает из Или. Это значит, что если воды в реке не станет меньше при выходе из Китая, у нас не будет дефицита. Например, в этом году на измерительной станции «Добын» на границе с Китаем расход воды достиг 384 кубометров в секунду (на 17% больше, чем в прошлом году).
Такие реки, как Жайык, Иртыш, Есиль, Тобыл, Илек, Кигаш, Караозен и Сарыозен — в плачевном состоянии.
Казахстан и Россия присоединились к Соглашению 2010 года «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов». Были созданы совместная комиссия и 6 рабочих групп. Однако значительных результатов достичь не удалось, и теперь нужен новый этап изучения и контроля рек на территории стран-соседей.
— Поступление воды по реке Жайык контролируется гидрологическим постом Январцево. С января прошлого года объем воды составил 19,3 кубических километра. Но этот объем превысил среднегодовую норму. Сток реки формируется в зависимости от объема воды, сброшенной из Ириклинского водохранилища в России. Все это — результат встреч по вопросам трансграничных рек. В частности, для улучшения водного баланса в бассейне реки Жайык в летний и осенний период решается вопрос о дополнительном сбросе воды из Ириклинского водохранилища. Реализована Единая дорожная карта по результатам исследованй в бассейне реки Жайык. В рамках Единой дорожной карты мы получили возможность заполнять водой пойму, провести течение в места нереста рыбы, — говорится в официальном ответе Министерства водных ресурсов и ирригации РК.
По-видимому, межгосударственные соглашения откроют новые возможности. С начала года прошли 28 заседаний по вопросу пограничных рек с представителями Китая, России и государств Центральной Азии. В результате, из Узбекистана поступило более 4 миллиардов кубометров воды, из Таджикистана — 488,6 миллиона кубометров, из Кыргызстана по реке Шу — 180 миллионов кубометров и по реке Талас — 380 миллионов кубометров воды. Аральское море заполнилось 2 миллиардами кубометров воды.
Внутренние меры
В Казахстане площадь орошаемых земель составляет 1,6 миллиона гектаров. Большая их часть приходится на Туркестанскую, Кызылординскую, Жамбылскую, Алматинскую и область Жетысу. Сельское хозяйство в этих регионах привязано к трансграничным рекам, однако важна и собственная экономия водных ресурсов.
В соответствии с новым Водным кодексом, до 2030 года должны быть построены 42 водохранилища, способные собрать 2,6 кубических километра воды. Потери воды при транспортировке уменьшены на 25% за счет реконструкции 14 тысяч километров оросительных каналов.
— В стране началась реализация 411 проектов по развитию водохозяйственных объектов. В частности, ведется работа по восстановлению 575,9 тысячи гектаров орошаемых земель, строительству и реконструкции каналов общей протяженностью 2,5 тысячи километров. В результате улучшится качество водоснабжения 437 сельских населенных пунктов, в которых проживают 1 миллион 48 тысяч человек. Кроме того, в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областях ведется работа по цифровизации 3 500 километров оросительных сетей. Завершена реконструкция 36,6 километра Нуринского группового водопровода», — сказал министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов.
Министерство планирует к концу 2030 года добиться ежегодной экономии до 2,2 миллиарда кубометров воды.
Следует отметить, что Казахстан в 2024 году присоединился к Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Это слабо освещалось в СМИ, но Конвенция имеет большое значение для справедливого деления трансграничных водных ресурсов.
Сейчас в ней участвуют 37 государств. Каждое принимает на себя обязательство не наносить вреда другим странам при использовании международных водотоков. Это также стало основой для обмена данными по воде, взаимных консультаций и проведения переговоров.
— Конвенцией определены меры по строительству гидротехнических сооружений. А именно, строительство не санкционируется без согласия заинтересованных сторон. Следуя этим приниципам, будет обеспечена согласованная реализация водохозяйственных мероприятий в рамках сотрудничества с соседними государствами. Кроме того, Министерство будет решать вопрос совместного использования вод трансграничных рек через межгосударственную водохозяйственную комиссию, — сообщил первый вице-министр водных ресурсов и ирригации РК Болат Бекнияз.
Как сообщалось ранее, Казахстан и Узбекистан согласовали техзадание по автоматизации гидропостов на Сырдарье.