Как происходят криптопреступления
Одна из популярных криптовалют – биткоин (Bitcoin). В интернете существует множество платформ блокчейнов с помощью которых можно создать свою собственную криптовалюту и назвать ее любым именем, но данная деятельность в Казахстане не является законной, так как денежные операции на территории страны должны проводиться в тенге.
— Использование криптовалют в качестве средства платежа противоречит казахстанскому законодательству. В Республике Казахстан законным платежным средством является тенге, эмитентом которого выступает государство, и денежные обязательства могут быть выражены только в национальной валюте. Соответственно, криптовалюта в контексте действующего законодательства не может рассматриваться и использоваться в качестве официальных денег, — пояснили в Министерстве внутренних дел РК.
Криптомошенничество процветает в разной форме. Существуют так называемые «фальшивые раздачи» — когда мошенники, прикрываясь фейковыми аккаунтами известных людей, призывают инвесторов перевести на их счета фиатные деньги (официальные валюты, которые являются законным платежным средством: доллар, евро, рубль, юань и т.д. – прим. ред.) взамен на криптовалюту. Но в итоге, получив инвестиции, в ответ ничего не отправляют. Такая форма мошенничества называется треугольником.
Также широко распространены фейковые криптобиржи, работающие онлайн. Мошенники привлекают будущих инвесторов высокой ежедневной прибылью, обещая доход от 10% в день, но при условии, что участники должны сделать первоначальный взнос. А когда вкладчики пытаются вернуть свои деньги, то есть вывести их из биржи криптовалюты, организаторы моментально блокируют их учетные записи и присваивают себе все денежные средства.
Кроме того, мошенники часто создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс криптобирж, с целью завладения персональными данными пользователей. Или под разными предлогами заставляют инвесторов скачать разные приложения, якобы необходимые для вывода средств. Открытие данных приложений приводит к активации вируса, который помогает злоумышленникам получить доступ ко всем счетам пользователей.
Еще одной популярной схемой обмана является криптовалютная пирамида, работающая по принципу классической финансовой пирамиды. Организатор пирамиды под прикрытием криптобиржи набирает инвесторов, которые приносят деньги создателю «компании» и привлекают новых участников. Деньги инвесторам, то есть якобы прибыль от вложения в несуществующий инвестиционный инструмент, выплачиваются за счет средств новых вкладчиков. Таким образом денежные средства просто поступают от одного участника к другому, настоящая инвестиционная деятельность не осуществляется и реальной прибыли у организации нет. Как только заканчивается поток вкладчиков, пирамида рушится, мошенники исчезают с деньгами инвесторов, в том числе и с их первоначальным капиталом.
Случаи мошенничества, зарегистрированные в Казахстане
В 2021 году Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка выявило компанию «Finiko», которая занималась незаконной деятельностью. Мошенники предлагали казахстанцам приобрести криптовалюты и другие инвестиционные инструменты на платформе «Сyfron Сapital OÜ». Это игровая платформа, имитирующая ситуации, которые связаны с покупкой недвижимости, автомобилей, погашением обязательств и инвестированием. По данным МВД РК, СYFRON (CFR) – незаконная криптовалюта, в которой якобы осуществляются расчеты, не является официальной валютой и не имеет финансовой ценности. Получается, что пользователи вкладывали деньги не в реальную инвестиционную компанию, а в симуляцию.
Вышеназванная компания при использовании данной игровой платформы обещала выплату дохода по ставке 1-1,2% в день. Такой завышенный уровень доходности в годовом исчислении, превышает до 43 раз среднерыночную ставку по тенговым депозитам населения.
— «Finiko» также обещала завышенную доходность за счет фиктивных кешбэк-карт, посредством которых обеспечивался возврат денег до 25% на любые покупки и 6% вознаграждение на остаток средств ежемесячно при бесплатном обслуживании. Кроме того, в рамках данной карты якобы действовала реферальная программа, предлагающая повышенный процент кешбэка от 1 до 10% за привлечение от 1 до 5 человек, — пояснили в ведомстве.
Компания не использовала специальные расчетные счета в банках. Для проведения мошеннических операций она принимала деньги исключительно в наличной форме, либо использовала различные системы интернет-платежей и переводов, такие как Qiwi-кошельки, Яндекс-деньги, Easy Pay, PayPal и другие. Таким образом, участники не могли отследить, куда именно направлялись их вложенные средства. «Finiko» официально признали финансовой пирамидой во всем мире.
И это далеко не единственные случаи криптопреступлений в Казахстане. В январе в Астане осудили организаторов незаконного криптообменника с оборотом в 15 млрд тенге. Мошенники осуществляли незаконный обмен криптовалюты на наличные денежные средства с извлечением дохода в особо крупных размерах. Государство конфисковало необеспеченные цифровые активы в размере 22 894,5 USDT, находящиеся на балансе криптовалютного кошелька, денежные средства в размере $328 тысяч и почти 7 млн тенге.
Проблемы с регулированием и надзором криптобирж
Как поясняют эксперты в сфере цифровых активов, у Казахстана — гибридное регулирование криптовалюты. В рамках закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК» от 30 декабря 2022 года были внесены изменения в основополагающий закон «О Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА). Согласно поправкам, вопросы криптоиндустрии (отчетность, порядок и механизмы взаимодействия бирж с банками – прим. ред.) регулируются совместно на основании актов МФЦА по согласованию с Национальным банком РК и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка.
В соответствии с законом о цифровых активах и конституционном законе о Международном финансовом центре «Астана», торговля криптовалютами регулируется в рамках лицензии, которую выдает МФЦА. Это означает, что требования к биржам и порядок их лицензирования в МФЦА определяются исключительно актами международного финансового центра.
Напомним, Международный финансовый центр «Астана» — региональный центр бизнеса и финансов, связывающий экономики стран Центральной Азии, Кавказа, ЕАЭС, Западного Китая, Монголии, Ближнего Востока и Европы. Являясь таким образом специальной экономической зоной, где действуют отдельные законы, которые не действуют на территории Казахстана, МФЦА имеет собственную юрисдикцию.
Как рассказывает председатель правления Казахстанской Ассоциации блокчейн-технологий Даурен Карашев, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность в виде торговли и продажи цифровых активов, требуется лицензия МФЦА. Но чтобы получить эту лицензию, нужно пройти через множество требований и критерий.
— Проблема в том, что исполнение законодательства и межведомственная координация осуществляется не на должном уровне. Одной из причин проблем межведомственной координации является то, что не определен госорган, который будет отвечать за это. К примеру, МФЦА выдавая лицензию, отвечает за те площадки цифровых активов, которые получили лицензию. А кто же будет заниматься теми, кто не получил эту лицензию? Ведь МФЦА – это финансовый центр, и он не является надзорным органом, — прокомментировал Даурен Карашев.
По последним данным, с цифровыми активами в Казахстане легально работают 13 лиц, получившие лицензию от МФЦА. Однако на территории Казахстана работают приложения и страницы бирж, не получивших лицензию. Клиент-обыватель может зайти как на биржу, получившую лицензию, так и на ту, что работает без лицензии. Однако на биржах, не получивших лицензию, как таковых правовых механизмов нет, и отличить зарегистрированную биржу от нелегальной обычному пользователю практически невозможно.
— Из-за того, что существует слабый надзор над такими преступниками, мошенники создают демоверсии криптобирж и активно рекламируют эту криптобиржу. Обычный пользователь не может отличить весомую криптобиржу от фальшивой. Мошенники могут даже создать демоверсию авторитетной криптоплатформы. Уровень мошенничества достиг того, что даже при пополнении счета пользователем на демоверсии якобы высвечивается закладываемая сумма. Этот фальшивый счет растет на глазах, а когда инвестор пытается вывести эти деньги, он понимает, что вложил средства в несуществующую криптобиржу. И все деньги забирает организатор демоверсии, то есть мошенник, — сказал председатель Казахстанской Ассоциации блокчейн-технологий.
Кроме того, как пояснили в ассоциации, существует неосознанный вид криптомошенничества – те, кто не знает об обязательном лицензировании криптовалюты. Есть примеры казахстанцев, которые зарабатывают на продаже криптовалют через курсовую разницу. Они покупают цифровые активы на лицензированной бирже, а продают на глобальной. Однако наши государственные и финансовые институты (банки) не обслуживают глобальные биржи, потому что у последних нет лицензии.
— Представьте, что вы купили на казахстанской бирже криптовалюту за 10 тенге и продали ее за 15 тенге на глобальной криптобирже. Но, когда вы хотите вывести свои вырученные 5 тенге из глобальной криптобиржи, наши банки блокируют транзакцию. Ведь такие переводы для них связаны с высоким финансовым риском. И это возмущает казахстанцев. Они не поймут почему перевод средств блокируется. А блокируют потому, что по закону должны работать лицензированные биржи, — пояснил спикер.
По мнению Даурена Карашева, рынок криптовалют сегментировался. Есть те, которые занимаются курсовой разницей, закупая криптовалюты не на лицензированных биржах, но также есть и те, кто отмывает деньги.
— В виду слабого надзора, процветают разные виды и формы криптомошенничества. Поэтому наша ассоциация считает самым лучшим вариантом для выхода из этой ситуации – усилить надзор за исполнением действующего законодательства, — считает эксперт.
Он отметил, что необходимо создавать благоприятные условия для лицензированных бирж, а остальных – блокировать. Помимо этого, согласно требованиям МФЦА, на территории Казахстана запрещено осуществлять оборот торговлей цифровыми активами.
Что не так с законом
Основной способ регулирование криптобирж в Казахстане – приостановка лицензии в случае нарушений и незаконной деятельности. Но на зарубежные криптобиржи нет никакого рычага воздействия. Поэтому Казахстан может быть пристанищем как для добросовестных игроков криптоиндустрии, так и для тех, кто не соблюдает никаких законов.
А закон, разработанный МФЦА, доступен только на английском языке и это создает трудности в его доступности и понимании для многих желающих зарабатывать на криптовалюте.
— В Казахстане очень часто принимаются разные законы и люди не успевают понимать их и различать. Также у нас очень слабая межведомственная координация – это связано с тем, что, в соответствии с конституционным законом, официальным языком на территории МФЦА является английский. Не каждый понимает английский, и тем более нормотворческую лексику – право и законы, — высказал свое мнение Даурен Карашев.
Что может стать решением?
Казахстанская Ассоциация блокчейн-технологий считает, что рынок криптовалют должен развиваться устойчиво. Такое развитие будет возможным, когда все стороны, как регуляторы, так и субъекты регулирования будут приходить к консенсусу без вреда друг другу.
— Поэтому мы хотим провести просветительскую работу среди казахстанцев, среди госорганов, привести это к единому знаменателю. Сегодня проходят рабочие группы по секторальным рискам в рамках АФМ. Там участвуют государственные органы, заинтересованные в этой индустрии. Даже среди государственных органов есть расхождения. Поэтому, надо всем участникам пересмотреть эти нормы, прийти к единому выводу, а затем уже выступить перед обществом с заявлением, — сказал председатель ассоциации.
Кроме того, в ассоциации предлагают снизить пороговые требования в лицензии для участников рынка, чтобы те, кто зарабатывает добросовестно, не стали жертвой из-за незнания закона и непонимания ситуации. Также предлагается принимать решительные меры в отношении тех, кто работает вне закона – блокировать их деятельность.
— Не должно быть все зациклено на блокировках. Нужно амнистировать тех, кто стал жертвой текущих обстоятельств и у которых никаких корыстных целей не было. Нужно интегрировать их в законную сферу. Поэтому, сначала амнистировать, интегрировать и одновременно ужесточать требования, которые не согласились сотрудничать с законом, — добавил Даурен Карашев.
Возможно, что с пересмотром мер, в стране снизится количество криптопреступлений, поскольку все участники рынка будут понимать, как отличать незаконных брокеров от законных.
Казахстан может стать криптохабом в Центральной Азии
Как считают в Ассоциации блокчейн технологий, при должном регулировании, криптобиржи могут созадть мультипликативный эффект.
— Сегодня отрегулирован цифровой майнинг: майнеры будут продавать цифровые активы на криптобиржах, криптобиржи будут создавать рабочие места. Также чтобы криптобиржи работали требуется обслуживание банков (они берут комиссию от продажи и покупки зарегистрированных криптобирж – прим. ред.). Если мы создадим хорошую экосистему – наши сопредельные страны, которые не смогли создать такую экосистему, будут клиентами казахстанских криптобирж. Так мы можем стать криптохабом, — считает председатель ассоциации.
Среди явных преимуществ – в Казахстане самая доступная цена на электроэнергию в Центральной Азии. У нас очень сильно развит лицензированный цифровой майнинг. Сегодня в законе есть требование, что лицензированные цифровые майнеры 50% добытой криптовалюты должны продавать на территории МФЦА.
— Наше конкурентное преимущество – майнинг. А в Кыргызстане есть очень хорошие разработчики, среди которых есть даже те, кто создал один из лучших холодных кошельков. В России цифровая грамотность специалистов тоже высокая, но в некоторых аспектах этого вопроса она нам проигрывает. То есть у Казахстана сейчас идеальный вариант взять лидерство в свои руки. Но нужен надзор за исполнением закона и обратная связь от рынка, — считают в ассоциации.
Майнеры добывают очень большие объемы криптовалют. Эта норма поможет казахстанским криптовым биржам серьезно повысить финансовую составляющую – ликвидность. А если повысится ликвидность – повысится конкурентоспособность.