Дело рассматривается под председательством судьи Ернара Касымбекова. Подсудимыми по делу проходят директор ALA Hostel Адильбек Мухамедьяров и собственник компании «Гидсервис» Александр Пекельник. Их обвиняют по части 3 статьи 292 Уголовного кодекса РК (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В ходе очередного судебного заседания был допрошен администратор хостела Татьяна Гвоздина. Она рассказала, что устроилась на работу в начале ноября, найдя вакансию через сайт с объявлениями. По ее словам, она проживала с супругом в данном хостеле, а ее основными обязанностями было заселение и выселение гостей хостела, следить за порядком.
— Пожар возник в 5:30 часов. В момент пожара я была на ресепшене, спала. Но проснулась от звука сигнализации. Я услышала, что бегут мальчишки, выбежали на улицу, а следом пошел дым. Началась паника… Первыми выбежали мальчики, которые проживали в цокольном этаже, — рассказывает она.
Отвечая на вопросы прокурора и стороны защиты, Татьяна Гвоздина пояснила, что хостел состоял из двух этажей: гости проживали на цокольном и первом этажах. По ее словам, попасть на цокольный этаж можно было только с первого этажа, а дверь эвакуационного выхода, расположенная на цокольном этаже, была заперта на ключ.
— На цокольный этаж можно было спуститься только по одной лестнице. Там была еще одна дверь, которая выходила во двор, но мы ее закрыли после того, как жильцы и председатель КСК начали жаловаться. Дверь была железной, она вела во двор, и мы начали запирать ее на ключ. Ранее в дневное время мы открывали эту дверь, чтобы проветрить помещение, но жильцы стали использовать ее по своему усмотрению: курили во дворе и мусорили. После этого поступили жалобы, и мы потом закрыли эту дверь. Такое решение было принято руководством, — объяснила она.
Кроме того, Татьяне Гвоздиной был задан вопрос о матрасах, которые были размещены в коридоре подвального этажа возле входных дверей. Согласно обвинению, пожар возник из-за воспламенения горючих материалов, в том числе матрасов, от постороннего источника открытого огня. Свидетельница ответила, что она не видела, как эти матрасы оказались в хостеле.
— Я не видела, как эти матрасы оказались в хостеле, так как отдыхала после смены. Но Салтанат (управляющая хостелом) мне говорила, что наши мальчики загрузили их, — ответила она.
Также свидетельница заявила, что в хостеле не была замечена схема плана эвакуации, а огнетушителей в помещении не было. Она добавила, что никто не проводил с ней инструктаж по пожарной безопасности.
Адвокат подсудимого Адильбека Мухамедьярова поинтересовался у Татьяны Гвоздиной об Еркине Танжарыкове. Напомним, что ранее Ботагоз Мухамедиярова — жена обвиняемого — заявила, что в ходе досудебного расследования было возбуждено уголовное дело по статье 202, части 3 Уголовного кодекса РК «Умышленное уничтожение чужого имущества», повлекшее по неосторожности смерть 13 человек. Одним из подозреваемых, находившихся в хостеле на момент пожара, является Еркин Танжарыков.
— Он приезжал суточно, не постоянно там находился. Но я скажу так: он неприятный парень, постоянно расспрашивал, у него были хитрые глаза. Оставлял на ресепшене телефон на зарядку без спроса, хотя это у нас запрещено. Он не каждый день был у нас, пропадал на 2-3 дня, а потом снова возвращался. И так постоянно. У него были долги за проживание… 29 вечером он пришел в хостел с погибшим другом, но за эту ночь он не оплатил, не заселялся, — сказала Татьяна Гвоздина.
Она также выразила подозрения в отношении Еркина Танжарыкова, предположив, что он мог быть причастен к воровству. По ее словам, после пожара у ее супруга, а также у нескольких других жильцов пропали телефоны, ноутбук и деньги.
— Мы подозреваем, что это был Танжарыков. Нам показали видео, где он заходит в нашу комнату после пожара. После пожара он пропал из виду. Резко появился, резко пропал. Я видела его, когда людей выносили из здания. Я видела, как он заходит в нашу комнату. Мой супруг обращался в полицию через день после пожара, заявление приняли, — сказала свидетельница.
Адвокат второго подсудимого обратила внимание на показания Татьяны Гвоздиной, данные ею следователю. В них она упомянула, что возможной причиной пожара стал электросамокат, который находился на зарядном устройстве в розетке, расположенной между стеной и матрасами.
— Почему я так предположила? Всякое ведь может быть. Но при мне никакого возгорания не было, — объяснила она свои слова.
Еще одним свидетелем выступил муж Татьяны Гвоздиной — Владимир Старкевич, который рассказал свою версию произошедшего.
— В день пожара рано утром я почувствовал задымление, выбежал из комнаты в коридор, увидел панику, начал помогать выводить людей, так как задымление усиливалось очень быстро. До прибытия пожарных мы пытались эвакуировать людей. Окна были заперты. Одно окно я сам лично разбил, чтобы вывести людей. Моя супруга попыталась спуститься в цокольный этаж, но я ее остановил, взял тряпку, намочил, попытался спуститься сам, но было тяжело дышать, дым был едкий. Это был бы билет в один конец. Затем прибыли пожарные, они начали нас отодвигать, а потом стали выносить погибших, — рассказал он.
Владимир Старкевич также ответил на вопрос о возможности эвакуации жильцов, находившихся в подвале, через эвакуационную дверь. Он отметил, что теоретически такая возможность имелась, однако фактически все зависело от морально-психологического состояния людей в момент пожара.
— То есть, если бы вы пытались выбить дверь, тогда, возможно, вы бы смогли выйти. Но дверь была закрыта, — добавил он.
Он также подчеркнул, что в здании работала сигнализация, однако, отвечая на вопрос о наличии огнетушителей, затруднился дать точный ответ.
Ранее прокурор Нуразхан Мырзалы зачитал обвинительный акт. Согласно обвинению, один из подсудимых установил меньшее количество оборудования, включая извещатели и звуковые оповещатели в здании, что позже привело к недостаточной слышимости системы при срабатывании.
Напомним, 30 ноября 2023 года в здании «Almaty Hostel», расположенном по улице Шарипова, 86, произошел пожар, в результате чего погибли 13 человек. Из них двое — граждане Республики Узбекистан, двое — граждане Российской Федерации, остальные — граждане Республики Казахстан.
Как выяснилось, хостел принадлежит Халык банку, арендатором является ТОО «ALA Hostel». В нем проживали в основном студенты и рабочие.
По факту пожара зарегистрировано уголовное дело по статье 292 Уголовного кодекса РК «Нарушение требований пожарной безопасности».
Глава МЧС позже рассказал подробности.