В пятницу 16 декабря совет ЕС утвердил девятый пакет новых санкций, направленных на усиление давления на Россию в связи с ее войной против Украины. В дополнение к экономическим санкциям Совет ЕС решил расширить список индивидуальных санкций, включив в него новых физических и юридических лиц. На данный момент нет никаких признаков того что Россия желает прекратить войну на предложенных Украиной условиях. «Таким образом, можно сделать вывод — в отношении России это наверняка не последний санкционный пакет принятый западными государствами», — комментируют ситуацию аналитики.
С 5 декабря вступило в силу решение Совета ЕС о лимите цены на российскую нефть и запрете морской транспортировки российской нефти в третьи страны. Как отмечают эксперты нефтяное эмбарго становится настоящей удавкой для российской экономики. Зарубежные аналитики заявляют, что Запад и дальше будет двигаться в этом направлении и все больше ужесточать санкции.
Некоторые эксперты в России также признают, что санкции не проходят незаметными для экономики страны. Например, руководитель Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что преуменьшать влияние санкций на экономику России не следует.
Набиуллина отметила, что международные санкции меняют географию российского импорта и экспорта, разрывают старые внешнеэкономические связи и требуют появления новых, а экономика в настоящее время проходит через период структурной трансформации.
Глава Сбербанка Герман Греф оценил уход иностранных компаний как «одно из самых долгосрочных негативных последствий» для российской экономики.
Центробанк РФ в материалах по итогам заседания совета директоров по ключевой ставке заявил, что в России «во многих отраслях усиливается дефицит рабочей силы». Западные политологи заявили, что это связано с мобилизацией.
Россия треть бюджета на 2023 год закладывает на армию и силовиков, что значительно больше, если сравнивать с предыдущими годами.
«Наверняка пострадают такие сферы как пенсионное обеспечение и социальная защита, здравоохранение, образование и т.д. Как пример, Путин уже подписал закон, который продлевает замораживание накопительной части пенсии — россияне не получат ее до конца 2025 года. Как видим, россиянам не стоит ждать улучшения в других сферах жизни», — пишут украинские эксперты.
В свою очередь британская разведка заявляет о том, что даже таких расходов будет недостаточно, чтобы покрыть расходы на войну.
Как пишет Financial Times за месяц до начала полномасштабного вторжения Герман Греф и Эльвира Набиуллина пытались донести до президента РФ мысль о том, что нападение может привести к «катастрофическим последствиям» для российской экономики, но не смогли убедить его.