Эксперт ИМЭП поделилась мнением о реакции Казахстана на азербайджано-армянский конфликт

Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик высказалась об обострении конфликта в Нагорном Карабахе.

«Обострение ситуации в зоне карабахского конфликта вновь приковало внимание мировой общественности к проблеме армяно-азербайджанского противостояния. Возобновление масштабных боевых действий по линии соприкосновения уже привело к десяткам жертв как среди мирного населения, так и среди военнослужащих противоборствующих сторон.

С одной стороны, сложно говорить о том, что эскалация напряженности на карабахском направлении стала неожиданностью. Последний военный инцидент между Азербайджаном и Арменией произошел 12 июля 2020 года. За прошедшие несколько месяцев стороны продолжали аккумулировать военные силы на линии соприкосновения. В подобных обстоятельствах было вполне ожидаемо, что страны вновь окажутся втянуты в пограничное противостояние.

Однако очередной кризис разразился неожиданно скоро. Более того, масштабы и интенсивность боевых действий приближают вероятность «разморозки» полномасштабной войны за Нагорный Карабах», — отмечает эксперт.

На линии фронта

Азербайджан обвинил армянские власти в интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии вдоль всей линии фронта, а также населенных пунктов, расположенных в прифронтовой зоне. Ответом Баку стала организация широкомасштабного контрнаступления вооруженных сил страны. В свою очередь Армения заявляет о массированном обстреле порядка 50 населенных пунктов в Нагорном Карабахе, в том числе и столицы Степанакерт.

С 27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе и Армении объявлены военное положение и мобилизация. Аналогичные действия предпринял и Азербайджан, который объявил о введении военного положения и частичной мобилизации с 28 сентября.

Согласно заявлениям оборонных ведомств, стороны продолжают активные боевые действия. Появляющаяся информация об освобождении сел в Нагорном Карабахе силами азербайджанской армии опровергается армянскими властями, что говорит о постоянно меняющейся обстановке на местах.

Поняв, что добиться быстрой победы будет проблематично, Баку и Ереван будут стремиться перегруппировать войска, тем самым возвращаясь к позиционному противостоянию, считает Лидия Пархомчик.

«Однако в текущей ситуации присутствует слишком много непредсказуемых переменных, что увеличивает взрывоопасность конфликта», — отметила политолог.

Направляя в мирное русло

Партнеры Азербайджана и Армении, а также международные организации оперативно выразили обеспокоенность относительно развития обстановки вокруг Нагорного Карабаха и высказались за немедленное прекращение военных действий.

Так, сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали стороны принять все необходимые меры для стабилизации ситуации и подтвердить приверженность мирному разрешению конфликта.

«С аналогичным призывом выступил и Казахстан. Нур-Султан выступает за скорейшее урегулирование конфликта путем переговоров. Очевидно, что резкое изменение ситуации в регионе создает серьезные риски не только в области безопасности, но и в экономической сфере.

Нужно отметить, что республики Южного Кавказа не являются ведущими торговыми партнерами Казахстана. По итогам I полугодия 2020 года взаимная торговля с Азербайджаном составила всего 57,7 миллиона долларов, а с Арменией — 7,3 миллиона доларов.

Однако Ереван является членом «евразийской пятерки». Взаимодействие Казахстана с партнерами по ЕАЭС для дальнейшего углубления интеграционных процессов представляет собой одно из ключевых направлений внешнеполитической стратегии страны.

С другой стороны, Казахстан и Азербайджан являются прикаспийским государствами. Нур-Султан и Баку целенаправленно работают над продвижением различных региональных проектов, включая создание Транскаспийского международного транспортного маршрута», — отметила Лидия Пархомчик.

Эксперт считает, что в данном контексте стремление Казахстана и дальше поддерживать дружественные отношения с Азербайджаном и Арменией более чем оправданно.

«Именно поэтому предложение Казахстана отказаться от использования силовых методов и приступить к консультациям с использованием механизмов СВМДА может открыть окно возможности для восстановления конструктивного диалога между конфликтующими сторонами», — заключила политолог.

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version