Что известно о новом Премьер-министре Нидерландов
Дик Схоф родился 8 марта 1957 года в городе Сантпоорт в многодетной католической семье. В 1982 году окончил Университет святого Радбода Утрехтского в Неймегене.
Начал карьеру в качестве политического советника при Ассоциации нидерландских муниципалитетов, в 1988 году поступил на службу в Министерство образования, науки и культуры. В 1996 году занял пост заместителя генерального секретаря министерства юстиции, в 1999 году перешел на должность генерального директора Службы иммиграции и натурализации Нидерландов. В 2003 году Дик Схоф был назначен генеральным директором по общественному порядку и безопасности в министерстве внутренних дел и по делам королевства, где курировал процесс объединения региональных организаций в единый национальный полицейский корпус. В 2010 году он стал начальником полиции в новообразованном министерстве безопасности и юстиции, в 2013 году — национальным координатором по безопасности и борьбе с терроризмом.
В ноябре 2018 года Дик Схоф занял должность генерального директора Службы общей разведки и безопасности. В 2020 году был назначен генеральным секретарем министерства безопасности и юстиции.
В мае 2024 года правящая коалиция в Нидерландах, где доминирует ультраправая «Партия за свободу» Герта Вилдерса, выдвинула на пост Премьер-министра кандидатуру Дика Схофа, которую поддержали все четыре партии, заключившие соглашение о создании коалиции.
Нидерландский аспирант по экономической интеграции в Университете Страны Басков (Испания) Даан де Круйф считает, что выбор бывшего главы разведки на пост главы правительства может показаться неожиданным.
— Но, когда мы более внимательно смотрим на Дика Схофа, создается впечатление, что для этого есть ряд веских причин, — говорит эксперт.
По его мнению, опыт Дика Схофа в области иммиграции и безопасности является важным аспектом при его кандидатуре.
— Дик Схоф обладает многолетним опытом в решении вопросов иммиграции и безопасности. Он отвечал, среди прочего, за голландскую службу иммиграции и натурализации и тесно сотрудничал со службами безопасности, такими как Служба общей разведки и безопасности Нидерландов (AIVD) и Национальный координатор Нидерландов по борьбе с терроризмом и безопасности (NCTV), — поделился своим мнением Даан де Круйф.
По мнению эксперта, беспартийность Дика Схофа сыграла важную роль в рекомендации Вилдерса. Он считает его «кандидатом без политической партии». В прошлом он был членом PvdA (Голландской лейбористской партии), но в 2021 году отказался от членства, поскольку больше не чувствовал себя связанным с этой партией.
— Кроме того новый премьер знаком с политическими кризисами. Будучи высшим должностным лицом Министерства юстиции и безопасности Нидерландов, Дик Схоф приобрел опыт работы в условиях политических кризисов. В этом смысле можно утверждать, что его отношения с AIVD сыграли определенную роль в его рекомендации на пост Премьер-министра. Благодаря этой роли он хорошо знает политическую арену и считается связующим звеном, — отметил Даан де Круйф в интервью собственному корреспонденту агентства.
Сам Дик Схоф заявил, что желает быть «Премьер-министром всего нидерландского народа». Он подчеркнул, что беспартийный, и его кандидатуру предложили все партии, входящие в коалицию. По его словам, проект коалиционного соглашения – «прекрасная программа для всех нидерландцев».
Выходцы из спецслужб в большой политике
В современной мировой истории есть примеры, где во главе правительств и высшего руководства страны также были выходцы из специальных служб разведки.
Одним из видных политических деятелей России, применившим опыт работы в спецслужбе на посту главы правительства, является Евгений Примаков.
В советское время Евгений Примаков был директором Центральной службы разведки СССР, в 1991 году возглавил Службу внешней разведки РФ и руководил ею до 1996 года. Его приход Премьер-министром России был связан с самым сильным финансовым кризисом в истории современной России. Августовский «дефолт» 1998 года поставил перед страной задачу найти политика, который справился бы с риском обвала финансовой системы. Историки считают, что Примаков справился с задачами, поставленными перед ним на этом этапе.
К числу выходцев из спецслужб, вошедших в большую политику, также относится и президент РФ Владимир Путин.
Ранее проработавший в органах КГБ СССР, он в 1998 года возглавил Федеральную службу безопасности России. Его приход в силовое ведомство связывают с успешно проведенной реорганизацией его структуры. Весной 1999 года он был назначен Премьер-министром РФ. В заслуги Владимира Путина на посту премьера в тот период российской истории относят стабилизацию ситуации в области национальной безопасности, продолжение внутренних экономических реформ.
41-й президент США Джордж Буш-старший также пришел в большую политику с должности директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США.
В 1942 году будущий президент Америки пошел добровольцем в морскую авиацию и служил на авианосце «Сан-Хасинто», пилотировал торпедоносец-бомбардировщик «Эвенджер». Участвовал в боевых операциях в Японии и на Филиппинах. Политическую карьеру начал в 1958 году с участия в работе организаций Республиканской партии в Техасе. В 1976 году Джордж Буш стал директором ЦРУ, которое переживало тогда череду разоблачений, и Бушу было доверено восстановить репутацию ведомства. После Уотергейтского скандала и войны во Вьетнаме репутация ЦРУ была подорвана из-за его роли в различных секретных операциях. В 1988 году Буш выдвинул свою кандидатуру на пост президента страны и выиграл выборы. 20 января 1989 года Джордж Буш-старший официально вступил в должность, сменив Рональда Рейгана.
Мнение эксперта
Руководитель программы внешней политики и международных исследований научно-аналитического центра MIND Maqsut Narikbayev University Мирас Жиенбаев считает, что для большинства государств наличие опыта работы и особенно руководства в специальных службах, например, во внешней разведке, является достаточно распространенной практикой для государственных управленцев.
— В ряде западных государств должность главы разведывательных служб и высшие посты в силовом блоке, например, позиция министра обороны, может занимать и гражданский чиновник. Существует множество современных примеров успешных политических карьер глав силовых ведомств. Нынешний Премьер-министр Финляндии Петтери Орпо имел опыт руководства МВД, Милош Вучевич занял пост Премьер-министра Сербии, перейдя с позиции министра обороны, как и Федеральный Канцлер Австрии Карл Нехаммер, который ранее занимал пост главы МВД, — отметил Мирас Жиенбаев.
Он добавил, что в обратном случае, руководящие позиции в специальных службах нередко, часто ввиду развитых аналитических способностей и понимания глобальных процессов в мировой политике, занимали кадровые дипломаты.
— Например, нынешний глава Секретной разведывательной службы Объединенного Королевства сэр Ричард Мур, который до своего назначения на протяжении всей своей карьеры работал в системе Министерства иностранных дел, Содружества наций и развития Великобритании. Другой его предшественник, сэр Джон Сойерс, также являлся Постоянным представителем своего государства при ООН в Нью-Йорке, — привел примеры эксперт.
Мирас Жиенбаев также отметил, что политическая карьера выходцев из спецслужб и силового блока не является чем-то новым в мировой практике.
— Только в современной истории можно вспомнить немало случаев политической карьеры выходцев из специальных и силовых органов. Будучи эффективными государственными управленцами и обладая различным опытом, такие фигуры делают не менее результативную карьеру в гражданском секторе, — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что сложно оценить влияние подобного опыта в карьере политиков на парадигме развития самих государств.
— Политические системы с эффективными институтами государственной власти и адаптивной системой сдержек и противовесов являются устойчивыми перед фигурами отдельных политических персоналий, и это безусловный факт. С другой стороны, избрание или назначение политиков, имеющих подобный бэкграунд, может быть, как отражением того социального запроса самого общества в момент времени и с учетом внутриполитической ситуации (в случае избрания), так и потребностью самой политической системы (в случае коалиционного назначения) как фактора стабильности, — высказал свое мнение руководитель программы внешней политики и международных исследований научно-аналитического центра MIND Maqsut Narikbayev University.
Он также прокомментировал назначение Дика Схофа главой правительства Нидерландов.
— Применительно к Нидерландам – важному внешнеполитическому, торговому и инвестиционному партнеру Казахстана — можно сказать с уверенностью, что ожидания от нового состава правительства во главе с Диком Схофом очень высоки как со стороны гражданского общества, так и с точки зрения будущего европейской политики. Так или иначе, Амстердам остается одной из самых важных европейских столиц, задающей ритм внешнеэкономической и инвестиционной динамике Европейского союза, — подытожил Мирас Жиенбаев.
Невозможно однозначно сказать, происходит ли смена парадигмы в мировой политике по признаку наличия опыта работы в специальных службах, и шире – в силовом блоке, у нового поколения политических лидеров. Так или иначе, в разных макрорегионах и в каждом отдельном государстве сложилась своя особая политическая культура отношения к специальным службам, равно как и их связка с государственным аппаратом.