Ержан Еркинбаев: «От развития туризма в урочище Бозжыра мы ожидаем «эффекта Бильбао»

Председатель правления нацкомпании Kazakh Tourism Ержан Еркинбаев ожидает большого экономического эффекта в результате развития туризма в урочище Бозжыра. Он привел пример позитивной трансформации испанского города Бильбао.

Как подчеркнул Еркинбаев, город Бильбао трансформировался из депрессивного, с большим количеством экономических и социальных проблем, только за счет одного архитектурного сооружения.

«Чтобы дать городу новое дыхание, власти города развернули амбициозный проект, создание уникального шедевра современной архитектуры. Тогда многие не верили в успех всего проекта и не понимали, зачем тратить столько средств, но ультрасовременное здание музея экзотической формы стало главным мировым архитектурным аттракционом, и сегодняшний Бильбао — это не умирающий городок с некрасивыми пейзажами, а мощнейшее место притяжения так называемого архитуризма.

Основной эффект музея был в мощном воздействии. Уже через три года после открытия объекта доходы от туризма в бюджет города составили более 400 миллионов долларов в год!

Город с населением около 300 тысяч человек сегодня привлекает не только более миллиона «качественных» туристов, но и огромные инвестиции в развитие уникальных объектов, авторами которых стали известнейшие архитекторы современности. Бильбао стал одним из центров мирового туризма с серьезными доходами и высоким уровнем жизни населения.

Мы не допустим незаконного строительства на Бозжыре, и недопустимо развитие проекта без разрешения местного населения, но если вдруг все сойдется, это и будет эффектом Бильбао для моего любимого Магнистау!» — подчеркивает Еркинбаев.

Бильбао находится в автономном сообществе Испании Страна Басков. Он был основан в 1300 году на месте рыбацкой деревни. Город находится в устье реки Нервьон, в 14 километрах от удобной океанской гавани, среди богатых ископаемыми гор и корабельных лесов. Бильбао вырос в крупный морской порт, финансовый, торговый и промышленный центр Испании, снабжавший всю страну сталью и станками. Однако к середине XX столетия ситуация ухудшилась. Природа была загрязнена местным производством, после этого город пережил кризис судостроения, четверть жителей остались без работы, а в довершение в 1983 году в Бильбао случилось невиданной силы наводнение.

Однако власти приняли меры по трансформации города. Сейчас он представляет собой настоящий музей архитектуры и урбанизма под открытым небом — место притяжения так называемого архитуризма. Здесь собраны работы крупнейших архитекторов планеты, тех, кого называют Starchitects: Норман Фостер, Фрэнк Гери и Сантьяго Калатрава.

В 1997 году в Бильбао по проекту американского архитектора Фрэнка Гери был построен филиал Музея Гуггенхайма. Облицованное титановыми пластинами ультрасовременное здание экзотической формы стало главным мировым архитектурным аттракционом 1990-х. Музей стал одним из градообразующих предприятий, а Бильбао из провинции превратился в модный туристический центр. На строительство ушло 120 миллионов долларов, но теперь только одно это здание генерирует поток туристов в город — порядка миллиона человек в год. При этом это «качественные» туристы, готовые оплачивать недешевое посещение.

Эффектом Бильбао сегодня называют ситуацию, когда за счет яркого архитектурного объекта город получает новый имидж, привлекающий как туристов, так и инвесторов. Только за первые три года деятельности музея бюджет экономики города вырос ориентировочно на 400 миллионов долларов. Музей называют архитектурным шедевром. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников. Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании и всей Европы.

Музей стал своеобразным импульсом для реализации серии культурных проектов. Например, появление Дворца музыки или университетского пространства. А всего 20 лет назад зона, где расположен сегодня Гуггенхайм, была исключительно индустриальной. Отметим, реконструкция Бильбао не увенчалась бы успехом, не будь она комплексной, последовательной, глубоко продуманной. Метрополитен Бильбао открыт в 1995 году, известен модернистской архитектурой станций и наземных вестибюлей (архитектор — Норман Фостер). Идея состояла в том, чтобы создать городской дизайн, просторный и комфортный.

Интернациональный парад архитектурных звезд продолжил испанец Сантьяго Калатрава. Его подвесной пешеходный мост (1997) называется по-баскски Субисури — «белый мост». Белоснежная наклоненная арка, подобная гребню волны или крылу чайки, поддерживает мост из стеклянных плиток с помощью тонких стальных тросов, которые можно сравнить со струнами арфы или косыми струями дождя.


В аэропорту Бильбао в 2000 году был открыт новый терминал по проекту известного архитектора Сантьяго Калатравы. С 2002 года в городе действует современная трамвайная система. К моменту строительства трамвайных линий в Бильбао уже действовал метрополитен (с 1995 года), однако трамвай, в отличие от метро, позволяет осмотреть город во время поездки, поэтому он пользуется популярностью у туристов, которые добираются на нем до одной из важнейших достопримечательностей города — музея Гуггенхайма.

Как сообщалось ранее, в урочище Бозжыра инвесторы, запустившие отель Rixos в Мангистау, планируют создать уникальный бутик-отель «Бозжыра сафари-отель». На сегодняшний день ведется работа по проектированию. На данный момент на территории урочища Бозжыра (Босжира) никакие строительные работы еще не ведутся.

«Объект будет полностью соответствовать требованиям зеленых технологий, будет максимально вписываться в окружающий ландшафт, здания будут одноэтажными, внешний облик не будет диссонировать с местными пейзажами», — комментировали в акимате Мангистауской области.

В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов заявили, что объект должен пройти общественные слушания, экологическую экспертизу в соответствующих госорганах, в том числе оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), согласно нормам казахстанского законодательства.

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version