Ермухамет Ертысбаев высказал свое мнение о векторе развития Казахстана

Политический деятель Республики Казахстан Ермухамет Ертысбаев поделился своими наблюдениями о развитии страны и объяснил некоторые решения правительства которые граждане смогут понять спустя годы
Я хорошо помню те времена, когда в Москве, на тогда ещё советских кухнях казахские студенты говорили о Нурсултане Назарбаеве как о будущем лидере страны. Его уже тогда воспринимали как фигуру равную Кунаеву, хотя, конечно, никто не ожидал, что всё меньше чем за десятилетие буквально перевернётся с ног на голову.

Также никто не предполагал, каким именно лидером будет Назарбаев. Большое видится на расстоянии, а желательно – в динамике. Такую же историю в своей статье рассказал и Касым-Жомарт Токаев. Его фраза, сказанная работникам посольства («Похоже, мы только что разговаривали с будущим руководителем Казахстана»), оказалась пророческой.

Из-за того что мало кто верил в распад СССР, никто и предположить не мог, что Назарбаев, по сути, станет отцом независимого Казахстана, а потом – и Евразийского интеграционного проекта, который реализовывался уже в новом тысячелетии. Крупные исторические личности генерируют идеи, которые радикально меняют жизни миллионов людей. Именно таким человеком является Елбасы. Именно поэтому его и называют политиком международного уровня. Причин для этого – масса.

Но мне на самом деле не хочется говорить о том, что было. Меня интересует актуальный момент и наше государственное будущее – каким оно будет. Чтобы строить прогнозы, необходимо чётко понимать, какое место в истории страны занимает Назарбаев.

Есть лидеры абсолютно разного толка. Есть те, кто приходит на короткий в исторической перспективе промежуток, чтобы внедрить какие-то идеи или просто поддерживать статус-кво. Я уверен, что вы не сможете вспомнить всех американских президентов даже за XX век, потому что не все они были масштабными личностями, способными менять ход истории. А есть лидеры, в число которых входит и Назарбаев, кто оставляет после себя наследие – историческое, институциональное, идеологическое, и эти идеи живут долгие годы.

Особое значение Назарбаева в отличие от других таких же больших политиков связано с тем, что он первый руководитель новой страны на карте мира и на его плечи легла огромная ответственность по выстраиванию совершенно нового общества, какого на нашей масштабной территории ещё не было. Государство – это прежде всего люди. И нам нужно было быстро перейти от homo soveticus к иной антропологической формации. Своя экономика с национальной валютой и чёткие границы – это только часть процесса. Теперь мы можем говорить о назарбаевских поколениях, которые, к слову, уже приходят в государственную власть, чтобы продолжать идеи Елбасы. Мы вырастили, кроме того, свою национальную буржуазию, которая живёт и работает в Казахстане. Это всё важнейшие достижения независимости. Безусловно, не каждый представитель поколения Назарбаева будет согласен с его идеями, но тот факт, что они сформированы как личности благодаря идеям Елбасы значит гораздо больше.

За все десятилетия президентства Назарбаеву, кроме того, удалось выстроить рыночную экономику, которая по оценкам экономистов, сейчас гораздо более устойчива, чем, например, российская. Я напомню, что РФ после распада союза досталось гораздо больше богатств, чем другим союзным республикам. Нам удалось привлечь 300 млрд долларов в ключевые отрасли экономики, обеспечить продовольственную безопасность, мы находимся на новом этапе развития обрабатывающей промышленности. Из 2020 года многим, а у нас очень молодая страна, непонятно, в каком состоянии мы находились в самом начале 90-х годов. Падение Союза оставило нас с большими социальными обязательствами, дефицитом товаров и без денег. Это быстро решилось, но ситуация во многом была критическая.

Наследием Назарбаева останется не только текущая экономика, но и идеи для её дальнейшего развития. Программа «Казахстан-2050» и пять институциональных реформ, последние важнейшие стратегические планы развития, радикально изменят страну в ближайшие 10-15 лет. Реформы не делаются быстро, они приносят свои результаты часто спустя годы.

 

Я недавно уже говорил о том, что важнейшим моментом в истории независимости было чёткое определение границ, в том числе и с крупнейшими геополитическими игроками региона – Китаем и Российской Федерацией, с которой, я напомню, у нас самая большая граница в мире. Это важнейший момент утверждения суверенитета Казахстана и подтверждение способности Назарбаева находить общий язык с мировыми лидерами. В России – это Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. В Китае с Назарбаевым взаимодействовали тоже три председателя (и каждый со своим взглядом на региональное сотрудничество) – Цзян Цзяминь, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин. Мы смогли поддерживать отличные взаимоотношения со всеми мировыми центрами и стали признанными членами всех важнейших международных организаций.

То есть Казахстан при Назарбаеве благодаря последовательной политике обрёл три важнейших качества государства: чёткие границы, свои деньги и граждан нового, казахстанского типа. Вся эта сумма факторов позволяет сказать, что казахстанская государственная машина уже неотделима от Назарбаева, и про постназарбаевский период говорить неуместно, потому что его идеи зафиксированы во всех важнейших отраслях нашей жизнедеятельности. Эта невозможность отчуждения государства от его первого лидера зафиксирована и в важнейшем документе – Конституции. То есть Назарбаев не только создал новое государство, но и переучредил его благодаря своей несгибаемой воле.

Очень важно, что статус Елбасы, которым Назарбаева по сути наградил народ через своих избранников, зафиксированный в государствообразующем документе, действует только для него. Остальные главы государства, в том числе и преемник Назарбаева – Касым-Жомарт Токаев – лишены такой привилегии, потому что у страны не может быть двух отцов. Остальные президенты ограничены в своей власти в силу того, что на них не ляжет уже ответственность построения нового государства. Им необходимо лишь грамотно распорядиться той базой, которую для них создавал 30 первых лет независимости Елбасы.

Назарбаев не зря сказал, что передача власти – опасный момент. Потому что в прошлом году у нас состоялся первый транзит власти первого лица от одного человека к другому. Это закладывает основы дальнейших качественных институтов передачи власти. Не могу не отметить и своевременность этого решения Елбасы. Первый год президентства Токаева выдался непростым, а стране в ситуации пандемии и глобальных вызовов нужен новый взгляд. Вслед за Токаевым в государственное управление приходят и другие люди, которые ранее не входили в политическую элиту страны. Это всё – начало большой трансформации власти, которую начал сам Назарбаев, который эту же власть по сути и придумал.

Токаев в своей статье писал: «Не секрет, что многие политики и эксперты в то время скептически относились к будущему нашего государства. По их мнению, экономические и демографические проблемы, отсутствие оформленной внешней границы могли нанести ощутимый урон независимости». Политики и эксперты, может, и имели свои данные и оригинальный взгляд на наши проблемы. Но они не учли фактор Назарбаева, и он оказался решающим. И за 30 лет это не изменилось: то, что сделал Елбасы, определяет нас как граждан независимого Казахстана, и это не изменится очень-очень долго.

Добавить комментарий