Эксперт Ерлан Мадиев рассказал о значимости Тюркского совета для страны и считает участие Казахстана важным шагом на политической и международной арене. По мнению эксперта для государства открылся ряд перспектив.
Напомним, 31 марта главы тюркских стран, в том числе Казахстана, провели саммит в онлайн-формате. Его участники обсудили ряд важных политических вопросов.
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев видит несколько перспектив для Казахстана. Первая, по мнению эксперта, касается внешней политики Казахстана. Это актуально на фоне обострения отношений между Китаем и США, а также между Россией и Западом. Все это «дестабилизирует евразийское пространство» и сужает «пространство для маневра», в том числе и для Казахстана.
«В этом контексте тюркская интеграция предоставляет Казахстану дополнительные возможности для выстраивания многосторонней, сбалансированной внешней политики.
Нельзя забывать, что членом Тюркского совета является Турция, которая за последние два десятилетия превратилась в мощную и самостоятельную региональную державу, которая оказывает серьезное влияние на ход событий сразу в нескольких регионах, включая Ближний Восток, Северную Африку и Южный Кавказ.
То есть тюркский мир — это непросто площадка для культурно-гуманитарного сотрудничества, но и потенциальный геополитический актив, значимость которого существенно возросла за последние годы», — говорит Мадиев.
Еще один важный, по мнению эксперта ИМЭП, аспект — это привлечение инвестиций во время коронакризиса.
«За 2020 год экспорт Казахстана сократился почти на 20 процентов. Это свидетельствует о том, что нашей стране необходимо искать новые ниши для своих производителей. И тюркский мир с совокупным населением более 150 миллионов человек представляет большие возможности для наращивания казахстанского экспорта.
Необходимо отметить, что страны Тюркского совета обладают здоровым экономическим потенциалом, который пока не использован в полной мере. К примеру, по данным МВФ, в 2020 году Узбекистан и Турция стали одними из немногих стран, которым удалось сохранить положительную динамику роста (1,6 процента и 1,2 процента соответственно). При этом в 2021 году МВФ ожидает, что экономики Турции и Узбекистана вырастут на 6 и 5 процентов соответственно.
Таким образом, интенсификация торгово-экономического сотрудничества внутри тюркского блока предоставит дополнительные возможности для нашей страны, которая планирует вдвое увеличить свой несырьевой экспорт уже к 2025 году», — считает Ерлан Мадиев.
Третий аспект касается возможностей, которые открылись перед Казахстаном после соглашения по Нагорному Карабаху.
«В результате тюркское пространство от Адриатики до Китая, представляющее собой «Туранский коридор», становится ключевым звеном в формирующемся континентальном сообщении между Европой и Восточной Азией, двумя крупнейшими ключевыми рынками Евразии.
Как отмечают эксперты, сегодня транскаспийский маршрут — это наиболее короткий и быстрый маршрут доставки грузов между Азией и Европой. В контексте недавней аварии на Суэцком канале, а также пандемии, которая высветила проблему перегруженности морских путей, актуальность континентальных маршрутов будет только расти», — считает специалист.
По его словам, «все это сулит немалые экономические дивиденды для Казахстана и других тюркских стран».
«Одновременно, если тюркские страны замкнут на себе значительную долю международных сухопутных перевозок, внешние игроки в лице Китая и Евросоюза будут объективно заинтересованы в сохранении геополитической стабильности тюркского пространства, что будет способствовать укреплению безопасности и развитию в регионе Центральной Азии и Кавказа.
Таким образом, сегодня тюркская интеграция обретает не только реальные очертания, но и способна стать весомым фактором в объединении всего евразийского пространства в рамках масштабной концепции Большой Евразии», — заключает он.
Напомним, саммит Тюркского совета состоялся 31 марта в онлайн-формате.
Ключевым решением саммита стало придание Туркестану статуса духовной столицы тюркского мира. Казахстанская сторона также предложила создать на базе города специальную экономическую зону, которая в перспективе объединит все тюркские страны.