ДОРОГА, КОТОРУЮ ЖДУТ
Напролом — через скалы. Эта дорога должна была спрямить самую опасную в регионе богатую серпантинами трассу Усть-Каменогорск — Алтай — Рахмановские ключи. И спасти в будущем десятки жизней. Только вот проект превратился в очередной долгострой, который не могут завершить уже 8 лет.
Речь идет об отрезке длиной всего 28 километров. Но зато каких! Лавиносборы, крутые повороты, затяжные подъемы и спуски… Ежегодно на Осиновском перевале фиксируют десятки дорожно-транспортных происшествий.
— Осиновский перевал в народе прозвали «дорогой смерти». Здесь на серпантинах постоянно происходят аварии, мелкие и крупные. Много тех, кто, не справившись с управлением, слетает в кювет. Зимой в гололёд машины, бывает, даже в ущелье срываются. А ведь нам приходится по делам постоянно ездить по этой дороге в Усть-Каменогорск и обратно домой. Каждый раз переживаем — доедем ли? , — делится житель района Алтай Архат Омаров.
Поэтому строительство обходного пути могло бы обезопасить передвижение жителей сразу трёх районов — Алтая, Улкен Нарына, Катон-Карагая. И облегчить доступ к знаменитым туристическим зонам края гостям со всего Казахстана и других стран. Только за летний сезон здесь в Катон-Карагае и на побережье Бухтармы отдыхают до полумиллиона человек. А на выходных в день проезжает до 20 тысяч машин.
— Катон-Карагай, Алтай и Бухтарминское водохранилище — одни из главных красот не только востока, но и всего Казахстана. Мы с удовольствием приезжаем сами и возим людей из Китая. В этом году, благодаря безвизовому режиму, наше агентство организовало больше 10 туров, в которых участвовало около 150 человек. Правда, дорога очень сложная, многих пугает, поэтому ждём завершения безопасного пути, — рассказывает турагент из Китая Джен-Хуа Шью.
Самое интересное, что вины подрядчиков в затянувшихся сроках нет. Причина задержки — банальный бюрократизм. Но обо всё по порядку.
СТРОЙКА СО СТАЖЕМ
Строительство дороги началось еще в 2017 году. И по планам уже в 2020 люди должны были ездить, минуя злополучный перевал. Работы шли с опережением графика, несмотря на сложные рельефы. Подрядчики признавались, что проще построить 100 километров на юге страны, в степи, чем 16 — в горах. Именно столько длина первого участка. И каждый его метр приходилось прокладывать, взрывая скалы. На втором — протяжённостью 12 километров, тоже уже заасфальтировали часть трассы. Но к осени 2018 активную деятельность пришлось прекратить, а потом и вовсе остановить.
— Визитная карточка проекта — мост через ущелье Пихтовка. Это достаточно сложный инженерный объект. Мост будет длиной 177 метров, с изгибами, на семи опорах высотой от 19 до 42 метров. Но вся проблема в том, что земли под будущим сооружением проходят по территории государственного лесного фонда. Вот их и не могут передать под нужды строительства дорожникам, — отмечал еще в 2018 году руководитель проекта работавшей в то время подрядной организации «АБК-Автодор НС» Айдын Майусов.
Тогда ещё никто не предполагал, что передавать земли лесфонда от одного министерства в другое будут почти 4 года! Половину этого срока подрядчик добросовестно ждал, чтобы продолжить работы. А после — просто отказался от проекта. За это время выросла и стоимость строительства. Из начальных 18 миллиардов тенге цифра увеличилась почти вдвое. Документы пришлось отправить на корректировку. Искать новых подрядчиков. И лишь спустя 5 лет в конце 2023-го работы возобновили.
На финишной прямой?
Сегодня земляные работы идут ускоренными темпами. И завершились уже на 98 процентов. Взорвано 500 тысяч кубометров грунта, вывезено 700 тысяч.
— У нас ведь не только взрывные работы. Но и экскаваторами мы землю убираем. Приближаемся к тому самому мосту через Пихтовку, строим к нему подъездные пути. На первом месте — безопасность персонала. Для возведения сооружения на высоте 14-тиэтажного дома нужно сначала обустроить площадки на склоне, где будет стоять техника. По деньгам на завершение первого участка длиной в 16 километров нам выделяется 13,2 миллиарда тенге. Из них 5 миллиардов мы уже освоили. В октябре нам выдали ещё один транш в 2,4 миллиарда тенге, пока осваиваем их, — отметил руководитель проекта нынешней подрядной организации «Kurylys group RK» Ермек Алиев.
И к мосту строители планируют приступить следующей весной. Идёт заготовка материалов — железобетонных конструкций, водопропускных сооружений, битума. Каждый этап работы — под контролем Национального центра качества дорожных активов.
— На этот объект сотрудники нашего областного филиала за год выезжали 8 раз. Асфальт там ещё не кладут, поэтому пробы взять мы не могли. Но проверяли качество материалов, ход самих работ. Выявили 4 нарушения. И все они уже устранены, — сообщил руководитель отдела ВКО филиала Национального центра качества дорожных активов Саяхат Мусапыров.
На втором участке же, после переправы, работы пока так и не возобновили. Там не достроено около 6 километров дороги. Они тоже проходили по землям лесфонда.
— Эти 5,7 километра пойдут в обход села Берёзовка. По ним корректировка сумм завершилась в конце мая 2024 года, а 27 августа мы получили положительное заключение госэкспертизы. Сейчас рассматривается вопрос финансирования проекта, после чего начнём конкурсные процедуры, — пояснил директор ВКО филиала нацкомпании «Казавтожол» Нурбек Темирханов.
Поэтому по участку 72-88 километры дороги «Усть-Каменогорск — Алтай — Рахмановские ключи» срок реализации работ отодвинут на следующий год. Официально завершить долгожданный проект планируется тоже в 2025-м.
— Мы с нетерпением ждём завершения строительства. Если проезд по новой трассе откроют, можно будет переименовать «дорогу смерти» в «дорогу жизни». Надеемся, что уже следующей зимой будем гораздо меньше страдать из-за схода лавин и закрытия трасс, — говорят местные жители.
А в регионе тогда на один долгострой станет меньше. Для этого из бюджета на второй участок трассы понадобится еще чуть более 6,5 миллиардов тенге.
Как сообщалось ранее, в Павлодарской области ведется строительство современного моста через реку Иртыш на 1381 км автодороги республиканского значения «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ».