Янина Ожогова из Тараза стала одним из первопроходцев в этой сфере. За свою относительно непродолжительную карьеру она сопроводила около 50 девушек, еще больше сотни проконсультировала на этапе подготовки.
— Наверное, мне было предначертано судьбой стать доулой. Я родилась в многодетной семье, получила образование, много путешествовала, жила в США и Китае. Моя первая специальность — архитектор, но вернувшись в родной Казахстан, с головой ушла в фото-, видеоиндустрию. Тогда часто работала на свадьбах, затем долгое время занималась newborn-фотографией — снимала новорожденных детей. Еще в тот период часто поступали запросы провести съемку непосредственно процесса родов, однако в наших роддомах это было запрещено. Тем не менее, я присутствовала там как партнер, то есть, шла снимать роды, но в итоге принимала в них непосредственное участие, правда, тогда я еще не называла это «доула», — говорит Янина.
О самой профессии девушка узнала около 10 лет назад, наткнувшись на информацию в интернете.
— Впервые с партнерскими родами я столкнулась в 2008 году. Тогда я жила в США, но прилетела домой, так как моя мама была беременна четвертым ребенком, который оказался нашим первым братиком — до этого в семье уже были три дочери. Мне удалось оказаться рядом и сопровождать маму, — рассказывает доула.
Янина — мама двух мальчиков и на собственном опыте поняла, насколько важна роль доулы.
— Мои первые роды проходили в спартанских условиях, но, к счастью, мне досталась прекрасная команда врачей. Ребенок родился весом 4600 граммов. Родила его я в прекрасной обстановке, была окутана вниманием, любовью и заботой. Я вошла в материнство без каких-либо родовых травм. Мои вторые роды оказались полной противоположностью, несмотря на то, что я думала, что уже все знаю и прекрасно понимаю. Малыш появился на свет с родовой травмой. Позже я поняла, что все это случилось из-за того, что были допущены ошибки при родах. Это стало одной из главных причин, почему я захотела стать доулой. Женщины часто не знают важных вещей, так необходимых для того, чтобы правильно подарить жизнь ребенку. Поэтому я точно знаю ответ на вопрос: «Для чего ты работаешь?». Я здесь для того, чтобы рождались здоровые дети, — говорит Янина.
В какой-то момент женщина решила, что учиться никогда не поздно и поступила на акушера в Жамбылский высший медицинский колледж. Первые годы обучения были увлекательными, однако, по словам Янины, пугала «обратная сторона медали» профессии: большие нагрузки, дежурства, бумажная волокита.
— Нельзя выбирать профессию по тому, какая более престижна или приносит солидные деньги. Мне хотелось следовать зову сердца. Я спросила себя, чем сама хочу заниматься и отошла от того, что мне навязывает общество. Именно так я поняла, что хочу сопровождать рожениц. В таком положении они очень уязвимы, испытывают море эмоций. Очень страшно и опасно, возможно, в самый важный момент в жизни, оказаться в незнакомом месте, в пустой комнате без поддержки. Женщины зачастую не понимают, как себя вести, даже если это уже не первые их роды. Им всегда нужно больше информации о происходящем процессе и том, что им еще предстоит. Плюс наши женщины очень боятся акушерской агрессии, поэтому очень важно, чтобы рядом кто-то был. И я решила, что это должна быть я, — признается Янина.
Доулы бывают разные.
— Например, пренатальная доула или доула беременности — это человек, который, как следует из названия, сопровождает девушку во время беременности. Она не оказывает медицинскую помощь, не дает никаких назначений, рецептов, рекомендаций. Она может рассказать о том, что происходит с ребенком на каждом из триместров, для чего нужно проходить скрининги, какие из них нужны на определенном этапе. Несмотря на то, что им часто пренебрегают. Первый скрининг является, возможно, самым важным, потому что именно на его основании будет рассчитана предварительная дата родов, а значит, и то, когда необходимо проводить госпитализацию и индукцию. Но об этом мало кто задумывается, когда идет на первый скрининг, ведь до родов еще так далеко. Миссия доулы беременности — объяснить, какие витамины и почему назначают, давать необходимые пояснения и быть связующим звеном между медицинским персоналом и беременной, поясняет доула.
Иногда недопонимание возникает и в обратном направлении — когда женщина не может правильно выразить свои мысли и пожелания врачам.
— Родовая доула — это тот человек, который непосредственно участвует в процессе родов. В отличие от прошлого примера, эти специалисты работают с пациентами недолго. Обычно сутки, максимум — двое. Задача в этой роли — психоэмоционально подготовить роженицу. Перед началом работы я всегда провожу такую метафору своим пациентам: «Представьте, что вы идете на экзамен. Если вы хорошо знаете предмет, то вам совсем не страшно и вероятность хорошего результата достаточно велика. Если же вы даже не знаете, куда и зачем идете, то вас ожидают не самые лучшие несколько часов». В такие моменты очень важно оказаться маяком сдержанности, чтобы женщинам в их нелегкой ситуации было за что «держаться». Это один из плюсов эволюции в родовспоможении, — считает героиня.
— Наши знания в этой сфере в прошлом и сейчас несоизмеримы. Плюс нельзя забывать о том, какие в былые времена были риски для рожениц и каким был показатель детской смертности. Прогресс не стоит на месте и нельзя сравнивать даже роды нынешних женщин с их бабушками, не говоря уже о далеком прошлом. Однако даже из исторического опыта можно вынести важный урок, ведь в королевских и состоятельных семьях рожениц всегда сопровождали как минимум пять опытных повитух. Важно знать, что, например, неправильное УЗИ в первые недели может вылиться в то, что при родах будет необходима стимуляция. Получая такой «звоночек», я могу предложить девушке способы решения проблемы. Бывает многоплодная беременность со своими особенностями или ситуации, когда появляется резус-конфликт, где тоже нужно учитывать свои нюансы. Некоторые проблемы обходят стороной первую беременность, но могут стать критическими при второй. Все это важно учитывать и прорабатывать, — отмечает доула.
Доула должна знать физиологию и анатомию человека.
— Следующий этап нашей работы — это практика. Мы отрабатываем дыхание, позы. Учимся и понимаем, что и в какой момент может пригодиться. Запоминаем, как правильно тужиться, потому что это очень важно. Бывают ситуации, когда нужно родить буквально с двух-трех потуг, поэтому девочки должны знать, как дышать и правильно делать все это, чтобы не полопались капилляры на глазах или на лице. Мы защищаем девочек от других сопутствующих травм, разминаемся, растягиваемся. На каждом этапе родов мои подопечные знают, что нужно делать сейчас — когда выпить водички, когда расслабиться, когда и какую позу принять. Доула учит, что нужно сделать в латентной фазе родов. Это тот момент, когда мы принимаем душ, складываем последние вещи, вкусно едим, чтобы к активной фазе оказаться в роддоме. Это нужно для того, чтобы не потерять волшебный момент, когда гормон окситоцин начинает понемногу вырабатываться. Он постепенно «заводит» роженицу, раскручивает организм как колесо, чтобы, когда оно уже хорошенько раскрутится, мы торжественно вошли в родильный зал, и все прошло гладко, — говорит доула Янина.
Бытует мнение, что доул не очень жалуют в роддомах, потому что считается, что они вмешиваются в рабочий процесс акушеров. Янина подтверждает это, но отмечает, что отчасти в этом виноваты сами доулы, а точнее те представительницы профессии, которые не понимают своих задач и не видят границ зоны ответственности.
— Доула — это партнер и безоценочная поддержка. Она не идет принимать роды, она даже не помогает в этом. Нужно четко знать свою роль и не лезть, куда не просят. Доула должна следовать врачебной этике, быть компетентной в своем деле, — говорит она.
Бывают случаи неприятия подобной помощницы и в стенах одного дома.
— Обычно девочки сами предупреждают, что, например, имеются нюансы общения с мужем или свекровью. Такая информация приходит своевременно, и мы прорабатываем эти моменты. Мне не нужно никакое признание, моя задача — оказать помощь и поддержку, поэтому такие ситуации я не воспринимаю как унижение, а отношусь с пониманием. Также людей часто волнует вопрос, как доулу расценивать с точки зрения религии. Так вот, в каждой вере всегда были разного рода помощницы, проводники, повитухи — просто их называли по-разному, — говорит Янина.